kineska (kineska) wrote,
kineska
kineska

Dodik loves America!

«Я обнажил голову перед флагом культурнейшего изо всех государств мира.»
(Держит в руке носок характерной, звёздно-полосатой, расцветки)

Формально этот человек называет себя журналистом, но внутренние противоречия не позволяют ему оставаться в одной ипостаси, посему, время от времени, он примеряет треуголку киноведа. Ну, разные бывают формы бреда…

Сегодня, обсуждая известный список из ста, рекомендованных ко школьному  просмотру  кинокартин, он многократно высказал недоумение по поводу закономерности присутствия в нём «Маленькой Веры», «Матери», «Бесприданницы» и «Необычайных приключений мистера Веста в стране большевиков». И, если по первому фильму, он как-то аргументировал себя, справедливо заметив, что, до просмотра, молодым людям надо будет подробно рассказать о времени, когда создавался фильм, по второму справедливо же сказал: «не поймут», третьему противопоставил, я извиняюсь, «Жестокий романс», то по последнему просто иронически отмолчался. Замечу ещё более справедливо, касаемо списка вцелом, что глубокого погружения в историю отечественного кино, возможно достичь лишь, в форме, уже основательно подзабытых ныне, кинолекториев, возможно – в форме ВГИКовского курса по истории кино. Второе мало жизнеспособно т.к. рассматривать отечественный кинематограф в его развитии, в отрыве от мировых кинотенденций (на которые он оказывал колоссальнейшее влияние!), мягко говоря, странно. Но метать бисер углубляться в эти кинодебри перед непрофильной аудиторией бессмысленно. Замечу ещё, что список, в общем, не бесспорный, но хороший. Большую часть фильмов, представленных в нём, должен за свою жизнь посмотреть каждый культурный человек. НО! Он должен прийти к этому сам! Стало быть, нужен ненавязчивый курс культуртрегерства, способный подтолкнуть его к этому, пробудив интерес к кино. Значить это может только одно: составить список мало. Необходимо придумать ещё и форму подачи. Чего греха таить? Зрителя кинематограф потерял. В жизнь вошло третье поколение, выросшее перед телеэкраном. А это уже – другой формат. Формат, как подачи материала, так и его восприятия.

Но я отвлеклась. Как некогда мне показались странными нелепости, выводимые устами киноведа Dodik`а в адрес фильма «Чапаев», так зацепила и его ирония в отношении «Мистера Веста». Впрочем, ничего странного. Додик лавз Америка и порвёт за неё и её кинематограф любого. «Мистер Вест» ещё легко отделался.

Итак. Американский гражданин, Мистер Вест, собирается в СССР. Перед поездкой он, естественно, собирает информацию о стране предстоящего визита и с ужасом узнаёт из американской прессы, что СССР населён дикарями и варварами. Поэтому в поездку Вест берёт с собой лихого ковбоя Джедди. Джедди не расстаётся с верным кольтом, метко стреляет по бутылочкам, ездит на крыше и на подножке авто, управляет конными упряжками, соскакивает на ходу и выполняет множество других головокружительных трюков, что, без сомнения, рождает некоторые аллюзии с «ковбойской классикой» американского кино, фильмов-ограблений поездов и пр. В блестящем трюкаче можно узнать молодого Бориса Барнета, будущего создателя «Окраины» и «Подвига разведчика». Все трюки он выполняет сам!

На вокзале, как водится, у новоприбывшего иностранца воруют саквояж. Юный воришка приносит его в своё бандитское логово и главарь банды, по кличке Жбан, быстро ориентируется, какой можно сорвать куш с иностранца. Отыскав Веста, возвращая ему вещи, втирается в доверие. Его цель – выудить у американца доллары. Для завершения авантюры остаётся только наглядно показать иностранцу несколько примеров «ужасов социализма». Из небольшой экскурсии в сопровождении Жбана по гиблым уголкам Москвы, Вест убеждается в том, что попал в край варваров, доведших страну до полного упадка. Руины и развалины с городских окраин представляются Жбаном как загубленные Университет и Большой театр. Также силами банды инсценируется большевистский погром.

В роли Жбана снялся другой корифей отечественного кино, Всеволод Пудовкин. Будущий создатель фильмов «Мать» и «Адмирал Нахимов», а также - юродивый Николка Большой Колпак  в «Иване Грозном» С. М. Эйзенштейна.

В общем, такой вот, незатейливый сюжет у весёлой, трюковой, эксцентрической кинокомедии 1924 года, созданной также, крупным и ярким Мастером, Львом Кулешовым. Тем самым, который изобрёл широчайше использующийся в мировом кинематографе монтажный ход, называемый «эффектом Кулешова». На этот приём, в частности, опирался, создавая свой киноязык и всемирную теорию монтажа, Сергей Михайлович Эйзенштейн. А у Кулешова, к слову, учился и мой Мастер. Так, что пепел Кулешова стучит в моё сердце.

Какая же крамола померещилась киноведу Dodik`у в этом кино, что он даже не рекомендовал бы его к просмотру школьникам?! То, что американец оказался настолько наивен и доверчив, что не разоблачил бандитов и водиночку не спас молодую страну советов от большевизма? Или то, что образ артиста Подобеда далёк от типа супергероя?!  Или юному зрителю вредно знать, что в 20-е годы комедии делал не только Чарли Чаплин? Что не мы учились у заокеанского Голливуда, а кинематограф 20-х годов взрастал из всемирного взаимообогощения культур, как молодое искусство, впитывая находки трёх величайших кинодержав Европы и, конечно, Америки? Да просто он так живёт, с вечно обнаженной головой «перед флагом флагом культурнейшего изо всех государств мира», но, одновременно, натянув этот несвежий носок на свою голову до самых плеч, не желая ни видеть, ни слышать ничего, что бы противоречило его жинзенным установкам.

Tags: кино и ТВ, мир кино
Subscribe

  • «Т»&«П»

    Мгновения, как мы знаем, раздают всем сестрам по серьгам. Развивая тему из того же источника, можно легко прийти к тому, что из мгновений ткётся…

  • Тезисы. 1. Вводное

    Начало отсюда Не дело муз, как известно, заявлять о себе, когда говорят пушки. И, вроде бы, верно: никому не под силу быть услышанным на фоне…

  • Сценарий рабочий

    Просто вспомнилось вот это замечательное кино. И чего только ни случается с этими генералами... Кино и жизнь взаимно обогащают друг друга.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments