kineska (kineska) wrote,
kineska
kineska

Навстречу Первомаю

«1 Мая» - 2001; Б. Беркан. Объединение «Золотой телец», «ЛФ».

Говорить о хорошем фильме сложнее, чем о плохом ибо второе открывает необыкновенный простор для проявлений всякого рода иронии и ёрничания. Отдавая же должное первому, подбирая для характеристики, по-возможности, незатасканные, нетривиальные определения, дабы не скатиться до пошлости и не улететь в «высокий штиль», постоянно ловишь себя на том, что ничтожно мало таковых в русском языке. Ничтожно мало для таких произведений как «1 Мая». Это очень хороший фильм!

«1 Мая», пожалуй, - последнее достойное обращение к жанру «каммершпиле» в отечественном кино. Сюжет картины до гениального прост. Из года в год компания молодых людей, после традиционной Первомайской демонстрации, заходит в одно и то же парадное опрокинуть пару стаканчиков за праздник, обсудить насущные дела и обменяться новостями. Перед зрителем проходит несколько камерных, бытовых, интермедий, красочно иллюстрирующих каждый выделенный отрезок истории Большой Страны. Главный герой впервые приходит в парадное с отцом и его друзьями. Затем приводит сюда уже своих друзей. Потом своих детей. Потом сюда приходят его дети. Действия, как такового, нет. Оно идёт вторым планом. Сквозит в разговорах, в частностях. Тщательно, бережно, с большой любовью, авторы собирают цельное кинополотно из характерных, достоверных и узнаваемых деталей. Но зритель получает представление не только о том, как и чем жили, о чём говорили и как одевались советские люди на определённых исторических рубежах, но и как на каждом конкретном историческом отрезке снимали кино! «1 Мая» - фильм-стилизация! Конечно, это – чисто «цеховые» «излишества», которые вряд ли будут замечены и по достоинству оценены массовым зрителем, но тем и более ценно произведение искусства, чем скрупулезнее подходят к его созданию авторы.

Если попытаться сформулировать основную идею фильма, не мудрствуя лукаво, можно сказать одно: «времена не выбирают, в них живут…». Просто живут. Ходят на демонстрации, искренне верят в светлое будущее. Влюбляются, женятся, рожают детей. И, пусть не всё хорошо сейчас, не всё устроено бытово, продолжают верить, что жизнь наладится, пусть даже и сами они этого «светлого завтра» и не увидят. Особая такая формация – советские люди.

Тех, у кого начало складываться представление о фильме, как о произведении, адресованном исключительно любителям поностальгировать о былом, спешу разочаровать. Фильм снят объективно и беспристрастно. Авторы коснулись далеко не одних только парадных сторон жизни Большой страны, не провоцируя, тем не менее, крена ни в одну, ни в другую крайность.

Фильм – миниэнциклопедия советской жизни, где каждый зритель может найти интересные для себя строки. В картине присутствует тёплый и добрый юмор. Хроникальные кадры плавно сменяются постановочными. Прекрасная работа художников (С. Чижов) и, конечно же, кинооператора (С. Дубровский). Замечательно работают молодые актёры, проживая вместе со своими персонажами целые жизни, от юных, до зрелых лет всего за полтора экранных часа. Фильм сделан командой молодых (в кино это понятие очень растяжимо!). Сделан крепко и смотрится на одном дыхании так, что просто не хочется обращать внимания на незначительные огрехи. Массовый зритель, скорее всего их и не заметит.

При всех своих безусловных достоинствах, картина мало известна широкому зрителю. И призами отмечена довольно скромно: одна лишь номинация ТЭФИ в 2001 году. На фоне вала низкопробной кинопродукции, заполоняющей киноэкраны с постперестроечных времён, лента могла бы стать ярким и долгожданным событием. «Перекосы» проката ли тому виной? Фильм лишь раз прошел по телевидению, однако запомнился всем, кто успел тогда увидеть его. А иначе и быть не могло, ибо картина по-хорошему «цепляет».

У фильма светлый, оптимистический финал, не натянуто нарочитый и вымученный, как это зачастую бывает в кинопроизведениях нового времени, а закономерный, грамотным эпилогом подводящий итог всему повествованию. И волей-неволей хочется верить в то самое «светлое будущее» вопреки обстоятельствам. Ведь все мы вышли родом из той, Большой Страны, и есть в каждом что-то от человека «особой формации», чего никак не вытравить и не изъять. Да и не в одной общей биографии дело!

Tags: c`est la vie..., welcome, даты, кино и ТВ
Subscribe

  • Про наших

    Признаться, я, как и, вероятно, многие, не раз мысленно задавалась этим вопросом. С кем были бы все эти люди, перешагни они рубеж Перестройки,…

  • Liberte, liberte, cherie, combat 'contre' tes defenceurs!

    А всего-то и надо, что возродить старый добрый санпросвет. Чтобы специалисты на местах простым языком, доходчиво объясняли людям, что, к чему и…

  • Куда всё катится?

    Гроза долго колебалась, идти ей в наши края или не идти. Плюнула, ногой топнула и не пошла. Нам это вылилось в небольшой дождичек и далёкий гром.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments