kineska (kineska) wrote,
kineska
kineska

Categories:

Наш ответ Бобу Фоссу

«Возможно, 40 лет назад всё было не совсем так. Хроника могла бы рассказать о тех днях точнее. Но я расскажу о них так, как они запомнились мне…»

Судя по всему, память главного героя, закадровый голос которого произносит тираду, вынесенную мной в эпиграф, весьма избирательна. Запомнились ему не только те события, непосредственным участником которых он был, но и те, что имели место без его участия, а также шоу-программа местного кабаре. Небольшой, но весомый недочёт драматрурга Г. Горина.

Итак, «Бархатный сезон». Совместное производство СССР-Швейцария, 1978. Режиссёр Борис Павлович.

Фильм охватывает события трёх дней осени 1938 года.

В поисках пункта помощи испанским беженцам команда, сопровождающая группу детей, эвакуированных из Испании, прибывает в уютный курортный уголок Франции, где подчёркнуто царит иллюзия мирного времени. Команда антифашистов разношерстна. В её составе русский лётчик Шухов в исполнении Йозаса Будрайтиса, швейцарка Марта, в исполнении Татьяны Сидоренко, француз Анри, лидер профсоюза портовых рабочих, в исполнении Александра Лазарева; американка Лиз, в исполнении Валентины Игнатьевой, певичка кабаре, одержимая борьбой, дочь всемирно известного киноактёра.
Антифа
Население курортного городка наслаждается жизнью, не допуская и помысла о гремящей рядом войне. Ничего, даже намёком напоминающего о ней. И пункта помощи здесь больше нет – переведён на Корсику, куда и нужно теперь переправлять детей. Но рейсы на Корсику отменены до окончания войны в Испании. Единственный выход – частный прогулочный корабль «Орфей», капитан которого, Бур (Николай Крючков) соглашается помочь. На этом бы и счастливо закончился фильм, если бы ни очередное «но».

Пребывая в состоянии перманентного веселья, курортный городок ищет новых развлечений. Корабль арендуется для развлекательной прогулки фирмой некоего дельца Де Брошана (Юрий Яковлев), к которому, пока муж воевал в Испании, сбежала жена Анри. Брошан звонит местному злодею Бернарду (Альгимантас Масюлис) с просьбой разобраться со внезапно возвратившимся Анри. В тот же вечер к компании, остановившейся в доме последнего, наведывается меланхоличный комиссар полиции (Иннокентий Смоктуновский) с обыском по доносу, что группа перевозит оружие. Оружие действительно находят, Анри забирают. Но его сын заявляет, что видел такие же автоматы в своём спортклубе, которым, к слову, ведает герой Масюлиса…

Интрига закручивается весьма недурная. Если с драматургом всё пока ясно, то личность режиссёра В. Павловича остаётся для меня загадкой. И сама постановка временами вызывает некоторое недоумение, хотя за всем этим экранным действом определённо прочитывается и мастерство, и умение, и культурный багаж. И даже претензия на определённую условность, и некоторую буффонаду. Однако на первый план выходит совершенно другая условность. Условность по достоверности исторических костюмов, декораций, антуража. Условность в проработке характеров персонажей. Каждый в равной степени ходулен и заштампован. Француз Анри, как каждый «типичный француз», например, носит берет. Американка Лиз раскована и улыбчиво-белозуба. В голове постоянно вертится фраза из одного советского детектива: «наши играют заграничную жизнь». Играть – играют, но в счёте не ведут. А там, где затевается подобная игра, редко обходятся без прибалтийских актёров. К литовцам претензий нет. Будрайтис из тех редких актёров, которые умеют органично молчать в кадре. Что до Масюлиса, его мощное отрицательное обаяние входит в комнату раньше, чем на пороге появляется сам актёр.

В то время как Брошан, сводя счёты с Анри, подставляет его с подкинутым оружием и сдаёт полиции, организаторы конкурса красоты «Жемчужина побережья» опознают в Лиз сбежавшую из дому дочь мировой знаменитости и шантажом пытаются заставить её поучаствовать в конкурсе, грозя, в случае отказа,предать информацию об её местонахождении семье. Но Лиз непреклонна и, как результат, пожинает плоды своего отказа – приезд родителей.

На лётное поле садится маленький самолёт, прилетевший явно из будущего. Рискну предположить, что под серой заплатой возле номера скрывается надпись "СССР".
Самолётик
Мэр, первые люди городка, и простые любители кино бросаются навстречу прилетевшим знаменитостям, Сергею Бондарчуку с супругой и дочерью Еленой.

Бондарчуки снимают целый ресторан, чтобы переговорить с бунтаркой Лиз. Она не хочет возвращаться домой. Она хочет бороться с фашистами. От денег своего отца она также отказывается. Бондарчук абсолютно деревянный. Вращает глазами, курит трубку и деланно смеётся, подчёркивая своё отношение к несерьёзности этой войны с её «параноидальными лидерами». Скобцева сказочно хороша!
Бондарчук энд Скобцева
К слову, этому благородному семейству совершенно нечего играть и они просто обозначают образы своих героев, а юная анемичная Елена вообще привлечена в кадр «для мебели» или какого другого реквизита. Рискну предположить, что этого образа не было в сценарии и возник он исключительно по настоянию задействованных в ленте papa et maman.

Тем временем Шухов вместе с сыном арестованного Анри, расследуя подставу, тайно посещают тир спортклуба и предполагают, что там ведётся стрельба боевыми патронами. Это неспроста! – Решают они.

Анри становится узником той же тюрьмы, где содержится лидер местных фашистов, Гринье (В. Сергачёв).
фюрер
Повидаться с маленьким фюрером регулярно приходит герой А. Масюлиса. В их многозначительных переглядах и двусмысленных диалогах остро ощущается привкус заговора!

Отчаявшаяся Марта собирается везти детей обратно в Испанию, но на помощь в последний момент приходит Лиз. Она-таки даёт согласие на участие в конкурсе красоты ради возможности вывезти детей на Корсику. К слову: Игнатьева мила, но она не красавица! Однако я, как зритель, не против того, чтобы принять и эту условность за правило игры. Игнатьева органичная, универсальная актриса, поющая, с хореографической подготовкой, к тому же, её Лиз – довольно заметный и яркий персонаж с явными проблесками характера, проступающего сквозь нагромождение штампов, и должное здесь необходимо отдать именно актрисе, а не постановщику и драматургу.

Ночью, облачённые во фраки, молодые спортсмены из клуба во главе со своим лидером, Бернардом, куда-то выезжают в фургоне. Пользуясь случаем, на базу проникает Шухов. Цели его ясны – проверить клуб на предмет наличия боевого оружия, - но сомнительны. Зачем? Утвердиться в своём дневном подозрении?! Проследить связь между автоматами, найденными в доме Анри и теми, что хранятся здесь?! Но факт очевиден! А, если и - доказать, то как он, русский, воевавший в Испании, сам на нелегальном положении, собирается идти против системы?! Да ещё – после незаконного проникновения в клуб. Драматургия хромает на обе ноги. Сценарий нужно было заказывать Г. Боровику, а не Г. Горину…

Несмотря на то, что за фрачными стрелками следят друзья Анри, те, в полном составе, совершенно неожиданно возвращаются в клуб, где врасплох застают Шухова. Выясняется, что герои обоих литовских актёров знакомы не только по фильмам Жалакявичуса, но - по Мадриду. Шухова ждёт жесткий допрос, а в это время мирное побережье окунается в атмосферу очередного праздника. Начинается шоу-программа.
Певичка
Допрос Шухова выполнен в параллельном монтаже.

Допрос

Но, в самый разгар допроса, герою Масюлиса внезапно становится необходимо вновь посетить узника Гринье. Шухова бросают связанным для последующего продолжения допроса. Оставшись один, тот, естественно, сразу освобождается от пут и бежит.

Праздник жизни в разгаре. Выступает кордебалет.
Кордебалет
Здесь можно позволить себе небольшое отступление. Фильм представляет определённую ценность для поклонников советской эстрады 70-х. На экране можно увидеть танцора В. Манохина, молодых Л. Долину, В. Родта (?). Главная музыкальная тема фильма (композитор М. Кажлаев, исп. Л. Серебренников), песня, один из хитов конца 70-х, узнаваема с лёту, хотя в картине исполняется на английском языке.

С песенкой «Лавли Дейзи, ай эм со крейзи» выступают негры.


В роли негритянской женщины сами видите, кто.Очевидно, что выступает вне конкурса (красоты).

По итогам же конкурса (который, к слову же, выпал из видеоряда и остался за кадром, ничем, кроме парада-канкана участниц, не компенсированный) жемчужиной побережья избирается Лиз… Она готовит номер-сюрприз и, в качестве него, выводит на сцену тех самых испанских детей. Тем вынуждая власти города, упорно прячущие головы в песок, не желая признавать факта близкой войны, решить, наконец, их проблему. Денежный приз, полученный за участие, Лиз вносит в качестве залога за Анри. А комиссар полиции высылает её из страны за хулиганство на празднике.

Банда фрачных стрелков не просто так выходила в город. Пока отдыхающие празднуют, в тюрьме готовится казнь Гринье. Молодчики из спорт-клуба штурмуют морвокзал, захватывая всех, кто ждёт отплытия, в заложники. Так они требуют освобождения своего маленького фюрера.

В заложниках оказываются Марта с детьми, семья Лиз, ожидающая высылки, несколько случайных посетителей. Масюлис-Бернард ведёт себя, естественно, как последний мерзавец. Издевается над старым евреем-скрипачом, набивает морду Бондарчуку, заставляет детей плясать, а одного по недоразумению застреливает.

Пытаясь отбить заложников, погибают почти все участники антифашистской группы. Их жертва напрасна: комиссар полиции идёт навстречу захватчикам и освобождает местного фюрера Гринье. По-прежнему, прикрываясь семьёй Лиз как заложниками, банда грузится в футуристический самолёт. Но уйти им не удаётся - Лиз пронесла на борт оружие… Самолёт взрывается в воздухе.

На корабле Бура продолжается «пир во время чумы». Публика в каком-то полуоцепенении совершает подчёркнуто механические движения под музыку. И лица танцующих напоминают лица кукол… На кончике языка вертится определение «Механический балет», но это – совершенно другое кино…

Есть всего несколько режиссёров, действительно умеющих в лёгкой форме донести глубокую мысль. Называть имён не стану, всё равно Павлович не из этой когорты. В «БС» всё, вроде бы, на своих местах. Глубокая мысль присутствует. И лёгкая форма соблюдена. Смешение жанров выполнено логично, в верном соотношении, органично закомпановано в единое полотно. Идея выражена чётко: чужой беды нет; когда мир в состоянии войны, нельзя быть свободным от неё даже на другом краю земного шара. Только то, как проработаны все эти темы, не доставляет чувства полного удовлетворения.

Испанские дети, из-за которых разгорелся сыр-бор, всё время проваливаются на второй-третий план. Они – безликая масса. Они – условие предлагаемой игры, которое выполняется «постольку, поскольку»… На первый план выходит «игра» взрослых. Взрослые начинают и взрослые заканчивают. В памяти остаётся музыка, песня, канкан, яркие костюмы, множество женских ног, стрельба, танцы, звон бокалов, претензия на «заграницу» и деревянный Бондарчук.

Допускаю исключительно в плане предположения, что в авторской, режиссёрской версии, картина была ещё легче и музыкальнее. Большая же часть феерии ушла под редакторскими ножницами в корзины. Слишком грубо «порезанной» выглядит оставшаяся в картине шоу-программа. Уравновесить музыку с политикой, как в фильме, по которому, безусловно, стилистически равнялся при своём создании «Бархатный сезон», не удалось.

Тем не менее, посмотреть фильм определённо стоит. Он красив. Он в некоторой степени стилен. Он несёт в себе особый флёр неповторимой атмосферы 70-х. Он сыгран звёздным составом. Ныне собрать в одну картину средней руки столько популярных актёров масштаба Крючкова, Яковлева, Лазарева и других практически невозможно. И не только за неимением актёров подобного масштаба!

Если не заостряться на отдельных моментах, кино вполне-себе проглатывается как приключенческий боевик или вестерн.

Один вопрос до сих пор остаётся для меня открытым. В чём, всё-таки, состояло участие в картине швейцарской стороны?

[И - да! Наш ответ Бобу Фоссу-]

И – да! Наш ответ Бобу Фоссу!

Tags: видео, мир кино, музыка
Subscribe

  • «Ветер-ветер, ты могуч!»

    «Ветер, ветер на всём белом свете…» (А.Блок) «… и много добрых примет ещё добавишь мне в ответ.»…

  • Михал Михалыч 2005-2021

    Я спросила парня, который спас котёнка, как его зовут и можно ли назвать котёнка в его честь. Так бездомный малыш стал Михал Михалычем. А парни…

  • «... веют над нами...»

    А, что, сегодня, действительно, гудели сирены?! Я не слышала. И много ещё, кто, в разных районах города не слышал. В общем, с уверенностью могу…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments