kineska (kineska) wrote,
kineska
kineska

Categories:

«Дикая охота короля Стаха»

Первым отечественным (советским) фильмом ужасов принято считать «Господина оформителя». Кто и почему предложил такую систему отсчёта, сказать трудно. Одно могу утверждать: «Дикой охоты короля Стаха», вышедшей почти на десять лет раньше, этот человек не видел.

Режиссер: Валерий Рубинчик
Сценаристы: Владимир Короткевич, Валерий Рубинчик
Оператор: Татьяна Логинова
Композитор: Евгений Глебов
Художник: Александр Чертович
Страна: СССР
Производство: Беларусьфильм
Год: 1979
Премьера: апрель 1980
Cерий: 2

В ролях: Борис Плотников, Елена Димитрова, Альберт Филозов, Роман Филиппов, Борис Хмельницкий, Валентина Шендрикова, Александр Харитонов (II), Игорь Класс, Владимир Фёдоров, Мария Капнист, Виктор Ильичёв, Юрий Дубровин, Борис Романов

Экранизация одноимённой повести В. Короткевича.

~ o ~

Фильм чрезвычайно красивый и «атмосферичный». Гнетущее6 необъяснимое состояние обречённости, напряжение с первых кадров обволакивает зрителя. Голая болотистая пустыня со скудной растительностью, где каждый прохожий-проезжий открыт и беззащитен, как на ладони. Всё подчинено страху, никому не уйти от Дикой Охоты, рыщущей по болотам в поисках новых жертв. И глухой топот адских коней, нарастающим гулом доносящийся будто из-под земли, сливается со стуком рвущегося из груди, одержимого животным страхом, сердца… Поразительное аудио-визуальное решение! Болото – не просто декорация, задник, на фоне которого разворачивается основное повествование. Болото – действующее лицо, рок, знак судьбы. Обречённость, всепоглощающая, беспощадная, засасывающая, как символ безысходности и смерти…

И посреди этой безысходности, в атмосфере постоянного физического и психологического террора, который сеет по окрестностям Дикая Охота, обитает горстка полунищих крестьян, безумная вдова помещика и молодая барыня, хозяйка всех этих скудных земель. В двери её-то замка и стучится однажды дождливой и промозглой осенней ночью молодой учёный Белорецкий, заплутавший среди болотистой пустыни.

Белорецкий собирает сказания и легенды. С одной, самой главной легендой Болотных Ялин, ему вскоре придётся столкнуться вплотную. А пока его, не слишком радушно, но принимают в старинном замке. Надежда, молодая хозяйка дома, ведёт себя странно. В её движениях, в том, как дрожит её голос, в том, как вся она напряжена, готовая сорваться, сломаться в любой момент, ощущается неподдельный ужас. В разговоре возникают образы Ялинских легенд, голубая дама, маленький человек, Дикая охота короля Стаха…

Весь род Надежды Яновской, её дом и земля, на которой он стоит – всё проклято здесь. Дальний предок молодой барыни, Роман Яновский был причиной смерти короля Стаха и положил начало проклятию рода. И по сей день ищет и убивает потомков своего губителя беспощадный король Стах… Надежда – последняя. Отсюда и ощущение безысходности. Она обречена погибнуть, как и все. Сопротивляться судьбе бессмысленно. Искать защиты ей негде. По-соседству живёт весёлой разгульной жизнью родственник Надежды, Дуботовк, но от него мало проку. Он не верит в мистику и проклятие, и, вдобавок, дарит своей родственнице большой портрет Романа Яновского, словно не понимая, в каком подавленном состоянии и без того находится Надежда…

В центр такого вот клубка гибельного страха, мистики, череды беспощадных  расправ оказывается вовлечён волею случая молодой пан Белорецкий. Отнюдь не мистик, а практик, он пытается разобраться во всей ситуации, но рационального объяснения происходящему найти оказывается не так-то просто! А вскоре Белорецкий начинает и себя ощущать втянутым в ту же чудовищную, необъяснимую, кровавую мистификацию…

Отдельно хочется отметить великолепную операторскую работу Татьяны Логиновой. Женщина-оператор вообще в кино явление крайне редкое! Тем более, оператор тонко чувствующий, умеющий создать настроение и атмосферу, филигранно владеющий техникой… Повторюсь, что фильм необычайно гармоничен и красив! Логинова находит красоту в скудной природе болотистых пустошей. Особыми способами, наводя трепет и на зрителя, снимает бешенные скачки и пролёты Дикой Охоты. Каждый кадр предельно лаконичен, наполнен и закомпанован. Максимально выразительны портреты, композиция общих планов звучит отголоском нидерландской живописи.

В ряду фильмов, созданных режиссёром В. Рубинчиком «Дикая охота короля Стаха» стоит несколько особняком… Ни в одной, пожалуй, из своих лент Рубинчик не стремился достичь подобной степени визуальной гармонии, красоты и зрелищности одновременно. Притом, что идейной нагрузки у картины нет, жанр её абсолютно развлекательный! Но и в т.н. «безыдейном», «лёгком» жанре порой могут возникать настоящие шедевры. Всё творчество Альфреда Хичкока – тому подтверждение.

Отмеченная на ряде фестивалей, имевшая прокат за рубежом, в СССР «Дикая охота короля Стаха» к широкому зрителю так и не вышла. Её катали «вторым эшелоном», изредка завозя в областные дома отдыха. При таких примерно обстоятельствах «Дикую охоту» в нежнейшем ещё возрасте довелось посмотреть и мне. Тогдашние ощущения – очень красиво и очень страшно! Так страшно, что некоторое время ещё боялась оставаться в номере одна.

«Второе пришествие» «Дикой охоты» случилось уже в телевизионном варианте, в самом конце ХХ века. Тогда «забытому шедевру» была посвящена целая передача.

Так «Дикая охота короля Стаха» переместилась в категорию «забытый шедевр». А лидером проката в далёком 1980 г. стала другая картина, представляющая «лёгкий», развлекательный жанр, но идейно обременённая. «Пираты ХХ века».

Tags: кино и ТВ
Subscribe

  • Михал Михалыч 2005-2021

    Я спросила парня, который спас котёнка, как его зовут и можно ли назвать котёнка в его честь. Так бездомный малыш стал Михал Михалычем. А парни…

  • «Т»&«П»

    Мгновения, как мы знаем, раздают всем сестрам по серьгам. Развивая тему из того же источника, можно легко прийти к тому, что из мгновений ткётся…

  • Из старых записей...

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments