kineska (kineska) wrote,
kineska
kineska

Я помню (Мой предновогодний кинозал)

Я сейчас остро ностальгирую по фильмам своего детства. Причём, да простят меня мои Мастера, фильмам, мягко говоря, средней художественной ценности. Нормальный человек не будет смотреть и пересматривать «Этих непослушных сыновей» или «Сержанта милиции». А я добралась до «Сыновей» пару дней назад. Разочарована… Нет, юный Боря Щербаков не показался менее красивым. Просто, когда в фильме играет одна фактура актёра в то время как сам он исправно (а временами и неисправно) проговаривает текст, строго судить о фильме и слабенькой его режиссуре с позиции личностного и профессионального снобизма как-то неэтично…

Но о «Сыновьях» я уже набросала несколько строчек. Выложу-нет ли – не знаю. Скажу одно: повесть лучше. И зря автор взялся писать сценарий к фильму: кинодраматургия и литература – сферы, хоть и родственные, но мало похожие друг на друга. Лента проиграла дважды, как по режиссуре, так и по драматургии.

Речь о другом. Есть фильмы, которые мы любим не за художественные достоинства. Думаю, у каждого такие фильмы есть. Одному из моих таких «низкопробных любимцев» в уходящем году исполняется 40 лет… Не знала… Не задумывалась просто…

Помню далёкое-предалёкое «гриппозное» зимнее утро. Две свежеразмороженные сморщенные коричневые антоновки на блюдце. Жесточайшая ангина, нос не дышит – на горле компресс. Мама со мной на больничном. Ёлка в углу. Телевизор справа. Мама настраивает комнатную антенну. Старый «Рекорд» шипит, выдаёт рябь ковровыми дорожками по диагонали (гетеродин+развёртки). Неожиданно кадр настраивается. Вижу ёлки, каких-то людей в телефонной будке. Другие люди весело бегут по парку с бенгальскими огнями. Состояние искренней радости в пику моему, гриппозному… И музыка… Весёлая… Я ещё не умею правильно формулировать, но понимаю в глубине души, что музыка эта настоящая, что надо! А потом все весело поют и танцуют весь фильм. И мне радостно смотреть это кино. А в конце распускаются розы… ТВ только освоило метод покадровой съёмки и широко использовало его, снимая распускающиеся цветы. Но я этого ещё не знаю. Для меня это – чудо. И все цветы, где много лепестков в бутоне, для меня – розы…

А на тарелке, на табурете у дивана, плачут две антоновки. В обед будет горячий бульон, таблетки…

- Мама, как называется фильм?

Мама берёт «Комсомолку» и ищет в программе.

- «Эта весёлая планета».

- Какая планета? – Не понимаю я.

- Просто «весёлая планета». – Отвечает мама, откладывая программу.

- Это мой любимый фильм. – Неожиданно заявляю я.

Ну, ещё бы я не полюбила фильм с музыкой Тухманова! Понятие многих вещей пришло позже, но музыку этого композитора я полюбила раньше, чем узнала о нём самом.

«Эта весёлая планета» - моя планета. Другая планета. Планета моего детства, страны, которой нет. Планета ощущения праздника, непритязательных шуток, немотивированного веселья. И, кстати, на моей той планете не принято смотреть «Иронию судьбы», будь она хоть «с лёгким паром», хоть вообще трижды неладна! Я связала её появление именно с исчезновением из Новогодних программ «моего» фильма. А просто уехал Краморов… Ну и сама картина мне страшно не понравилась. Первый раз меня посадили её смотреть у соседей с шестого этажа – мама куда-то отлучилась. Первую серию (там, кажется, несколько серий?) я посмотрела там. Не понравилось и вторую смотреть уже не хотелось. При каких обстоятельствах мне довелось посмотреть эту картину второй раз, я уже не помню.

Третий раз - сравнительно недавно попала на несколько секунд, случайно, листая каналы, и была крайне возмущена небрежностью режиссёра, допустившего разрыв части прямо по живому плану актрисы. Но это уже тонкости. Помню, как скрупулёзно, по кадрику, подрезал части мой Мастер, дабы каждая была логически завершена целым кадром, а следующая начиналась с другой сцены. А тут ещё и небрежность! Но стоп! Решили же без снобизма… Продолжаю просто и бытово.

Картину «реабилитировали» в конце 80-х – 90-м. Я так стремилась обратно, на ту, мою планету, что уши прожужжала всем, кто был в тот момент рядом, что будет отличный фильм… «Отличный фильм» меня страшно разочаровал… Он оказался наивным и незатейливо простым. К тому же… Нет, фильм, конечно и раньше был каким-то «инопланетным». Научным работникам было более свойственно праздновать a la «Ирония судьбы», под водку, заливную рыбу и гитару, на кухнях, нежели в кафе и ДК, наряженными Буратино, Волками, Пиратами, Петухами, Бабочками и Тремя Богатырями, один из которых – женщина.

Но музыка Тухманова осталась музыкой Тухманова. И молодые «Песняры» в полном ещё составе оставались «Песнярами» в какой-то другой эстетике, не в той, в которой мне было привычнее их видеть в программах «Песни года»… Наивная, плохо помня сюжет, я ждала появления и Ободзинского, но от его «Листопада» в фильме осталась лишь мелодия, под которую развесёлая интеллигенция радостно отплясывала летку-енку…

И, конечно, два любимых номера. «Вечное движение» и «Сердце любить должно». Красивый мизанкадр в сцене «Сердца». Васильева здесь бездарна, слова нет, как всегда и везде, но меня просто завораживает съёмка с движения… И, заметьте, - никакого «Судекама»!

А про номер Краморова довелось интереснейшие факты узнать в одной телепередаче! «Вечное движение» Крамаров поёт не сам. Собственно, тот, кто пел, тот и рассказывал. Можно себе представить в таком случае, насколько плохо пел Крамаров, если в картине оставили столь чудовищное исполнение! Танцевал, к слову, он тоже не очень, но номер получился весьма забавный и тёплый!

А год назад, как раз под новогодние праздники, про картину вскользь упомянули по радио. Что денег было выделено мало и с костюмами ситуация была аховая. Чего, впрочем, в кадре не видно. Массовка обычно снимается в своём. (Да и актёры часто тоже.) Велели прийти нарядными – пришли нарядными, как каждый то понимает. Для передних планов и укрупнений выдали несколько масок и костюмов. Вставные номера – снова собственные наряды и реквизит. Декорации там особо и нет. Хорошо работает оператор на движении.

Видна массовка в уличной обуви – видимо, снимали в первый день. Не обратили внимания, но после проявочной, взяли на вооружение, велев переобуваться и переобувать.

А ещё в кадре можно узнать зеркальное фойе «Мосфильма» и коридор возле Первого павильона.

Фильм создавал Ю. Сааков. Бессменный на протяжении многих лет режиссёр развлекательных и новогодних фильмов, таких, как «Сказки русского леса» и «Похищение». «Похищение» я тоже обожала в раннем детстве из-за песенки цыгана в исполнении Н. Сличенко. А, освежив фильм в памяти, с удивлением отметила вдруг, что в пику бесхитростной псевдоцыганской музыкальной шутке, не запомнила выступлений В. Чистякова, Р. Зелёной и квартета «Аккорд».

«Весёлая планета» выстроена по стандартной схеме, когда на сквозную сюжетную линию нанизываются эстрадные номера. В «Русском лесу» два музыкальных охотника наталкиваются в ночной волшебной чаще то на ансамбль «Дружба», то на Гайдаевскую троицу, то на семейство Мироновых-Менакера, то на Белоусову с Протопоповым и Райкина на том же катке… В «Похищении» незадачливый милиционер ведёт расследование дела о похищении выдающихся артистов. А артисты, не охваченные похитителями, сами вдруг захотели стать похищенными. Ибо Мастера, что тут же и доказывают делом. Возникает весёлая новогодняя неразбериха, завершающаяся праздничным концертом.

На «Весёлую планету» спускается инопланетный десант. Спускается под Новый год и открывает для себя совершенно доселе незнакомые способности просто радоваться, просто влюбляться, целоваться и совершать другие иррациональные вещи, танцевать и петь, встречать Новый год… И прощаются, покидая праздничную Землю, не навсегда, а лишь до новых встреч… Которых, увы, больше не будет…

Запущу диск, как волшебную, зеркальную летающую тарелочку и она поможет прорезать время… Это, кажется, уже из другого кино, но почему-бы и нет?! Пусть цифровые технологии ХХI века помогут вернуться туда, на ту, старую, родную, «Весёлую планету». Где рычат чёрно-белые телевизоры с комнатными антеннами, плачет мороженая антоновка, программа в «Комсомолке» и ёлка в углу

Tags: даты, детство, кино и ТВ, новый год
Subscribe

  • «Ветер-ветер, ты могуч!»

    «Ветер, ветер на всём белом свете…» (А.Блок) «… и много добрых примет ещё добавишь мне в ответ.»…

  • Михал Михалыч 2005-2021

    Я спросила парня, который спас котёнка, как его зовут и можно ли назвать котёнка в его честь. Так бездомный малыш стал Михал Михалычем. А парни…

  • «... веют над нами...»

    А, что, сегодня, действительно, гудели сирены?! Я не слышала. И много ещё, кто, в разных районах города не слышал. В общем, с уверенностью могу…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments