kineska (kineska) wrote,
kineska
kineska

  • Mood:

Чапаев

 

Царский подарок от Первого Канала. «Чапаев». К 75-летию со дня выхода на экраны, пусть и с опозданием, с рекламой, всяческой «местноканальной» кинопродукции и прочего ширпотреба. Но на то и первый. СТС в своё время вообще крутил Хичкоковскую «Верёвку» с рекламными блоками. Что взять с убогих? Обычно не имею привычки судить в столь резких категориях, но иначе просто не сказать. Доводилось видеть и «Ивана Грозного» вперемешку с чёрт знает, чем из области женской гигиены, но, собственно, речь не об отсутствии уважения телевизионщиков, к киношедеврам всех времён, к зрителю и к самим себе. Речь о кино. Итак.

Царский подарок преподнёс в минувшее воскресение киногурманам Первый. «Чапаев». Фильм «братьев» Васильевых, 1934 год.
Сколько их было, фильмов-иллюстраций героических страниц Гражданской войны? Сколько было фильмов о доблестных красных командирах? «Александр Пархоменко», «Щорс», «Котовский». Из первого в память чётко врезается проходной по сюжету эпизод Фаины Раневской и блистательный Чирков в роли Махно…. Из второго – бесконечные Довженковские яблони. Третий… Впрочем, Чапаев, наверное, единственный народный герой и любимец, ставший настоящей легендой, благодаря кино. Не ходульный и не схематичный, обаятельный предтеча фольклорной славы Штирлица.
В рамках курса по истории отечественного кино «Чапаев» знаменует собой переход от коллективного киногероя ранних фильмов Эйзенштейна «Броненосец «Потёмкин»», «Октябрь» - к герою-индивиду. Самое начало Эпохи биографических фильмов. Всё вроде бы по отлаженной схеме, как принято: перед малосознательным комдивом появляется комиссар, как олицетворение советской власти, под влиянием которого преображается и начинает блюсти директивную линию партии и главный герой. Но только это ли мы видим на экране?! Без прикрас и длинных речей – гуляет по степям полуанархическая дивизия под руководством командира-сорвиголовы. Ни интеллигентностью, ни гуманизмом, ни самодисциплиной не блещут ни бойцы, ни их бравый военачальник. Сдерживается вооруженная стихия лишь харизматическим напором Чапая. Не гнушаются грабежами мирного населения, наступают, бьются с переменным успехом, бегут от превосходящих сил противника, теряя личное оружие. Как всё это далеко от плакатной нарочитости и правильности фильмов-агиток! На экране живые люди, с настоящими человеческими слабостями и страстями. Даже сам Комиссар. Образ положительного героя «живой формации» появится на экранах лишь спустя десятилетия, в соцреалистическую эпоху шестидесятых. А покуда останутся лишь робкие попытки привить человеческие черты героям киноэпических повествований в лентах Лукова и Роома.


Фильм чётко укладывается в понятие русской ментальности. Любопытно, что мои сокурсники из-за рубежа абсолютно не поняли и не приняли фильм «Чапаев», назвав его худшим изо всей программы.

 

В фильме, пожалуй, впервые показаны достойные, умные и беспощадные враги. Кто скажет по-другому – фильма не видел. Конечно, отдельного акцента на этом факте не сделано. Но иначе сам образ заглавного героя оказался бы принижен и притянут за уши. Так подшатывает героический пафос «Пархоменко» фигура экзальтированной истерички Махно, которого гонит по степи красный комдив.

Не буду пересказывать историю с созданием центральных образов картины «с нуля» Бабочкиным, Кмитом, Мясниковой. Васильевы не ставили перед собой задач исторической реконструкции, но тщательно и скрупулезно подходили к созданию фильма как художественного произведения. Можно вспомнить, что целую волну протеста вызвал экранный Чапай у бойцов, сражавшихся под его командованием. И то, сколько праведного негодования было вызвано у членов семьи героического Петьки, приписанными ему романтическими отношениями с Анкой-пулемётчицей. Прошли годы, страсти улеглись. Киномифология взяла верх над историей и уже трудно представить себе какого-то другого Чапая, отличного от киношного. Подобно тому, мы судим сегодня о штурме Зимнего по кадрам Эйзенштейновского «Октября», о взятии Казани – по его же «Ивану Грозному», о ледовом побоище – по «Невскому».

 

Фольклорная составная ленты заслуживает отдельного внимания. Фразы из фильма, ушедшие в народ, давным-давно живут своей собственной жизнью и люди ни разу не видевшие кинокартины, порой, произносят их, не задумываясь, откуда они взялись.
«Чапаев» – фильм-учебник. Наравне с лентами Эйзенштейна – великолепный учебник по композиции кадра и монтажу. И никто уже не придирается к деталям вроде того, что знаменитая бурка Чапая (оставленная для внешнего эффекта), лишь помешала бы в бою. Чапай летит как птица, размахивая саблей, по кривой, нарушая все мыслимые законы композиции: как мы помним, воссозданная на холсте, сцена атаки не имеет того стремительного динамизма, что был на экране и застыла в статике. Васильевы блестяще оперируют с временным внутрикадровым пространством, используя приёмы параллельного монтажа. И зрителю невольно передаётся напряженное ожидание Анки у пулемёта, ощущение собственного бессилия в желании помочь и разбудить спящую дивизию, застигнутую беляками врасплох, и до последних минут жизни Чапая всякий раз тешится в сердце слабая надежда, «а вдруг…».
Главный положительный герой всегда жертва и обречён на гибель. Павшие герои – вечная история и слава страны. Аллюзия библейского толка… Фильмы с декларативными, помпезными финалами появились позже. Высшей волей Власти. Хорошо это или плохо – трудно сказать однозначно. С точки зрения искусства – весьма сомнительно. Но, с точки зрения деректив, направленных на воспитание и просвещение средствами «важнейшего изо всех искусств», безусловно, оправдано. Случись иначе, не прозвучала бы ключевая фраза о неминуемой гибели пришедших на Русь с мечом, в финале «Александра Невского». Обращение героя с экрана к зрительному залу с ключевой идеей, шло к каждому присутствующему, доходило до умов и сердец. Так, в грозные военные годы, вернулся в боевой киносборник Чапаев и, произнося речь о том, что не время умирать в сложный для страны период, породил новые легенды о том, что чудо всё-таки случилось. Чапай жив.


Tags: искусство, кино и ТВ
Subscribe

  • Михал Михалыч 2005-2021

    Я спросила парня, который спас котёнка, как его зовут и можно ли назвать котёнка в его честь. Так бездомный малыш стал Михал Михалычем. А парни…

  • У меня умирает кот...

    Прямо сейчас. Лежит за стеной, на столе, на кухне и умирает. И ничего нельзя сделать потому, что ему шестнадцать лет и куча всякой хроники. Врачи…

  • Чёрт бы побрал эти чёртовы смайлы!!! 👹

    Пообщались в чатике с незнакомцем. Всё нормально. Он адекватный. Знает буквы и слова. Каждый раз обременяет написанное смысловой нагрузкой. А в…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments