kineska (kineska) wrote,
kineska
kineska

Капля ладана

Режиссер: Николай Чирук
Сценарист: Андрей Романовский (II)
Оператор: Андрей Горелов
Композитор: Юрий Каспаров
Художник: Николай Емельянов (II)
Продюсер: Виктор Нестеров
Производство: Дизайн Зов (Центрнаучфильм)
Год: 1993

Актеры: Ольга Недоводина, Анатолий Васильев (II), Инна Агеева, Алексей Шкатов, Евгений Жариков, Роман Мадянов, Александр Дик, Любовь Полищук, Рудольф Рудин, Юрий Шерстнёв, Роза Макагонова, Вадим Александров, Иван Агапов, А. Алешина, Арсен Амаспюрянц, Ирина Шевчук, Валерий Беляев, Андрей Романовский (II)

Комедия ужасов с прологом и эпилогом

Сэр Арчибальд Элендайл, возвратившись из похода, в доспехах, насквозь пробитых вражеским копьём, задушил свою супругу, леди Кэролайн. «Зачем Ваши пальцы пахнул ладаном?» - Только и успела произнести прекрасная дама. Отомстить за леди Кэролайн поклялся её брат, благородный лорд Стэнтон. Никто и не предполагал, что развязка  трагедии, разыгравшейся более пятисот лет тому назад, придётся на лихие девяностые ХХ века, а действие забросит героев из туманного Альбиона в Столицу позднего СССР…

В объективе Москва образца девяностых. В Столице царит разгул преступности всех мастей, времён и народов.

В ограблении кассы Учреждения неопределённого профиля, обок с рядовыми, ничем не примечательными сотрудниками, кишащего странными, если хорошо присмотреться, людьми с клыками, когтями и копытами; по данным архива МВД, принимал участие лихой медвежатник Ванька-китаец. Криминальная слава пришла к Ваньке ещё в двадцатые годы и, на момент совершения преступления, ему никак не могло быть меньше ста двадцати лет…

Без зазрения орудуют и иностранцы. Вот в районе Москворецкой поймы опускается вертолёт и чёрные рабы, соскочив с борта, принимаются рыть землю посреди зелёной лужайки, где происходит тихий семейный раут. Из-под кайла в небо ударяет мощный фонтан. «Петролиум!» - Звонко кричит негр. Рабы и их хозяин-немец с дамой, погружаются обратно в вертолёт, который, ироничным приветом Федерико Феллини, цепляет тросом ценную статую и возносит её высоко над поймой.

В парке найдена девушка со странными ранами на шее.

В довершение ко всему, государственную границу Союза ССР переходит британский подданный. Гостю оказывается тёплый приём «а ля рюс», с почестями и хлебом-солью.

Милиция сбивается с ног, но, по-счастью, в отделение приходит новый сотрудник, Кручинин, отличник боевой, строевой, имеющий превосходные оценки, по философии, латыни и греческому; и просто красавец. Теперь ему предстоит, забыв всё, чему учили в Академии, с головой погрузиться в расследование дел о похищении статуи, порче бензопровода, попытке взлома сейфа в том самом Учреждении, в котором, ко всему, работала кассиром раненая девушка из парка, а также заняться перебежчиком.

Как следует из показаний некоей Татьяны, подруги раненой, заменявшей девушку в день зарплаты, грабитель не просто обчистил сейф, но и подменил бухгалтерские ведомости. Девушка помнила, что в старой некий завотделом Чекрыгин был отмечен, как умерший и зарплата на него выписана не была. Тем не менее, умерший за зарплатой явился. И даже устроил небольшой скандал. А, уже на следующий день, оставшийся накануне без зарплаты, и без копейки, он приглашал Татьяну в ресторан, где обедал с ней на круглую сумму. Ничего не понимающая девушка принимается за собственное расследование и, естественно, её интересы пересекаются с интересами следствия, представленного блестящим отличником боевой, строевой и прочая, прочая, прочая…

Примерно так завязывается сюжет довольно любопытной вампирско-криминальной истории образца 1993 года «Ваши пальцы пахнут ладаном», явившей собой милейший образчик стиля на фоне тотальной чернухи постперестроечного периода в отечественном кино. Фильм отличает довольно занятный, хоть и несколько скомканный, сюжет, довольно крепкая режиссура, отличная операторская работа, за что фильм был удостоен награды; великолепное музыкальное и художественное оформление. И всё же, по просмотру, остаётся смешанное послевкусие. Ленте такого класса не хватило филигранной точности и чистоты в деталях. Недостатки в равной степени можно списать, как на недофинансирование, так и на издержки режиссуры. Но я не стала бы ругать режиссёра ленты. Дебютант в постановочном жанре, документалист Н. Чирук сделал чуть больше, чем мог в тогдашней непростой для всего кинематографа ситуации. Не оставляет ощущение, что картина создавалась, хоть и со знанием, с любовью к своему делу, к кинематографу и его мировому наследию в целом, но, всё-таки, наспех. Сюжетные линии прописаны рыхло, отчего проваливаются элементы абсурдистского юмора. Непроработаны, не доведены до максимальной точности характеры. В частности, это касается Чекрыгина, которому явно не достаёт аристократических манер для раскрытия образа. Да и много ещё, чего… Вопросы у зрителя, по ходу сюжета, могут возникать самые разные. И главный, пожалуй, почему вдруг Чекрыгин в один прекрасный день оказался официально признан умершим по всем статьям и документам, хотя до обусловленного времени жил-себе, как жил…

Жанр ленты определён как комедия или комедия ужасов. Скажу сразу. Зубодробильного юмора в ней нет. Есть довольно недурная ирония. Очевидно, что создатели ленты обладают чувством юмора и им практически не изменяет чувство меры и вкуса. И по части «ужасов», создатели не ставили себе задачу никого напугать. Вампиры – не просто бездушные и безжалостные кровопийцы. В их сообществе кипят нешуточные страсти. Им не чужды проявления, как благородства, так и чисто человеческих слабостей. Как и человеческие мужчины, они увлекаются живыми женщинами и, порой, даже женятся на них, о чём, в процессе, нередко приходится пожалеть. Они также беззащитны перед советской конторско-бюрократической машиной, способной любого довести до аффекта, в состоянии которого, кстати, вампир может и укусить… Между их дамами также случаются разборки из-за кавалеров.

В картине полностью отсутствуют спецэффекты, а единственную, пожалуй, мистическую тему в картине ведёт некто князь Ашот Автандилович Тер-Григорьянц, в исполнении Ю. Шерстнёва.

В построении сюжета использован ход – своеобразная «сборка» и вплетение разрозненных на первый взгляд, эпизодов в единое полотно. По мере нарастания их количества, постепенно вырисовывается более-менее сюжетная канва и смотреть фильм становится всё интересней. Однако и здесь усматривается просчёт по части режиссуры. Слишком подчёркнуто независимыми друг от друга, равно, как и от основного сюжета, выглядят по началу эти эпизоды. Невнимательный зритель может легко потерять ход режиссёрской мысли и несколько отстать от повествования.

В фильме звучит, пожалуй, самый чарующий вальс из всех, какие мне доводилось слышать! В роли дирижера выступает режиссёр ленты. Где-то там же, среди вампиров, есть и сценарист костюмерши, реквизиторши. В общем, все свои!

[Фразы из фильма]

Фразы из фильма, которые могли стать крылатыми:

«Берия получил орден за убийство Троцкого и обмывает его. Не тело, конечно, - тело в Мексике, - а орден.»

«Вампиры легализованы во всём цивилизованном мире и только у нас по-прежнему подвергаются гонениям. Таким образом, мы отстали от цивилизованного мира по вампиризму лет на 400.»

«А вы говорили, у вас мужа нет… - Разве это муж?»

«Кто же вы такой, Чекрыгин? Я думала, вы маньяк – ошиблась… В домовой книге написано, что вы умерли. Может, вы действительно, завербованный?..»

«Голгофа – это ваш шанс!».

«Паша, пойдём танцевать? Я тебе до конца жизни верна буду!»

«Берегитесь! Это чудовище кусается!»

«В цивилизованных странах такого не бывает. – А я что тебе с ветки слезла?»

«Вы, что дети что ли? Пострелять захотелось?»

«Разбили зеркало, испортили фонтан. Паша всё-таки неисправимый романтик!»

«Устроили стрельбу в нетрезвом состоянии. Дороги «подмосковные вечера»!»

[Моя история]

Зимой, или уже в марте – снег ещё лежал во всю, - на МФ с ЦНФ прибыла ассистентка группы «Ваши пальцы пахнут ладаном» отбирать массовку на бал вампиров. Мы в ту пору уже снимались и несколько воротили носы от слова «массовка». Однако я была влюблена… Мой объект был отобран на съёмки и я, одержимая чувствами, потащилась на Речной вслед за своим предметом страсти нежной.

В компании нас было четверо. Мы с подружкой Катей и мальчики, Игорь и Андрей, mon amour; оба длинноволосые, а Андрей, вдобавок, ещё и бородатый, в общем, как я люблю.

ЦНФ поразил нас непривычной по МФ демократичностью. Павильоны и кабинеты здесь не запирались. По коридорам ходили улыбчивые, доброжелательные люди, которые все знали друг друга, непуганые, безо всякой подозрительности, смотрели на нас, бесцельно слонявшихся по всему корпусу, в своих вампирских костюмах и гриме. Мы много фотографировались. В разных павильонах, постановочных сценках, пока не обнаружили, что Игорь не снял крышки с объектива. Так что для истории ничего не осталось. Экспонировать плёнку заново не было времени: всех позвали к началу бала.

На Андрея сразу же положила глаз старая и толстая костюмерша. Я вообще не понимала тогда, зачем в тридцать с лишним лет, когда уже умирать пора, пытаться захороводить двадцатилетнего парня, который, вдобавок, пришел со своей компанией?! Игорю повезло чуть больше: их с Катькой поставили в пару, а мне достался смешной и манерный старичок с забавной куделькой на лысине. Хореограф прошла с нами фигуры вальса и танго. Мой партнёр, до того без умолку твердивший, что умеет и любит танцевать, неожиданно обнаружил полную несостоятельность: он не умел вести! Я же, привыкшая корень зла всегда искать в себе, сбивалась и списывала всё на собственную неспособность к бальным танцам, на то, что я бездарная, неуклюжая корова и вообще… Впрочем, и этих рефлексий мне хватало ненадолго, стоило мимо меня пронестись в вихре вальса Андрею с костюмершей. И я сладко осознавала, что «неуклюжая корова и вообще» тут вовсе не я!

На партнёров по танцам мне определённо не везло. Теперь ко мне в пару поставили непонятного типа, наряженного в тюрбан и пёстрый восточный плащ. Укрывшись этим плащом, он должен был идти на камеру и, как всякий рядовой легиона массовки, алчущий внезапной славы и признания в собственном амплуа, капризно заявил мне, что пара ему не нужна. И я снова ударилась в рефлексии: со мною что-то не так. Это теперь я понимаю, что мне свезло на педераста. Но тогда всё, казалось, было гораздо сложней!

- А это, случайно, не «Мастер и Маргарита»? – Мимоходом поинтересовалась Катя.

Я задумалась. А, в самом деле: колоритнейший, инфернальный с виду, Васильев в бежевом костюме, с чёрным котом на руках, странный его, блатноватый, подручный в кепчонке, с завёрнутым ухом, мало тогда известный, Мадянов, божественная Полищук…

С «божественной Полищук» мы отснялись только сегодня утром. И вот снова оказались на одной площадке. Несколько дублей мы то сами посматривали в её сторону, то она поглядывала на нас. В конце концов она подошла к нам. Кажется, мы с вами уже сегодня снимались. Ну, да, правильно. А то какое-то сплошное дежа-вю.

С Игоря сняли ботинки и отдали их негру-лакею. Вместо ботинок Игорь получил какие-то кожаные обмотки, которые можно было зашнуровать, придав им форму, отдалённо напоминающую длинноносую средневековую обувку. Или лыжи, по мнению Андрея. «Где этот лыжник?» - Спросил он неожиданно, ища Игоря глазами. Мы покатились со смеху.

Пока танцев не было и мы отдыхали в уголке, откуда я с тоской глазела на Андрея, от которого ни на шаг не отходила его престарелая партнёрша, за моей спиной послышался диалог.

- Вставь туда что нибудь? – Просил голос Кати.

- У меня не получается, - отвечал голос Игоря, - не стоит.

- Он должен стоять!

- Ну, он встаёт и падает…

Я повернулась убедиться, что они не о том, что в первую очередь мне пришло на ум. Отлегло. У Кати оторвался стоячий воротник.

В перерыве мы обедали. В столовой ЦНФ были только столовые ложки. А мы взяли сосиски… Но, где наша не пропадала? Тяжела, как говорится, и неказиста… Поели. У меня деньги на этом кончились, а Катька с Игорем решили шикануть. Поскольку других десертов в буфете не было, они купили кремовый торт. Который благополучно и съели всё теми же столовыми ложками прямо из коробки. Я в этом разврате желудка не участвовала: не сочла уместным, поскольку не вкладывалась в покупку. Где был в это время Андрей – можно догадаться. Тётеньки-костюмерши где-то у себя кормили его на халяву.

Лакеи разносили в бокалах алый напиток. Это было вино. Типа «Салют», красного цвета, по контексту, возможно, символизировавшее кровь. Вино разрешалось пригубить. Затем лакей собирал бокалы для следующего дубля. Вот так, в частности, и вспыхивают массовые эпидемии!

- Хочешь, я принесу тебе бокальчик? - Каким-то образом Игорь успел очень быстро нализаться.

- Принеси. – Сказала я после первого дубля, желая, видимо утопить в шипучке свою тоску по изменщику-Андрею.

Но уже после второго дубля, когда массовка без разбору начала хватать уже кем-то пригубленные бокалы, я решила, что лучше тосковать…

Потом ассистенты раздавали вампирские клыки. Потом собирали клыки и раздавали их снова. Я забилась в маленькую нишу за колоннами и просидела там почти весь остаток бала. Много позже один старый актёр сказал мне, что постепенно профессия вытеснит из моего организма эту патологическую брезгливость. Гм… Не думаю.

Итак, чарующий вальс. При первых же его звуках мы застонали от наслаждения! Потом было нечто взрывное и искристое, в стиле Шнитке. Посетила мысль, что мы снимаемся в чём-то очень классном. Кстати, панорама сопровождения снималась полностью с рук, без использования системы Студекам. Подозреваю, что на ЦНФ его просто нет. Тут всё по-старинке, как повелось со времён основания студии. Спустя несколько лет, в местных ателье делал перезапись мой Мастер. ЦНФ был единственной студией, где это можно было сделать по-старинке, кольцом, а не петлёй, как давным-давно уже практиковалось на МФ.

Кино по-старинке это – особое рукоделие. «Бесконтактное», цифровое, оно утрачивает часть человеческого тепла, приложенного к нему через руки монтажеров, проявщиков и других технических служб. И некому из Творцов вдохнуть души в безжизненное цифровое тело. Прошу простить мне эту сентиментальную ремарку. Обычно, там, где, применительно к произведению искусства упоминается «душа», обязательно на поверку выявится что-то кустарное и низкопробно-самодеятельное. Произведение искусства выходит либо живым, либо мертворождённым. Но в обоих случаях может попасть в прокат. Поэтому столько и крутится сегодня вокруг нас разного рода зомбокино. Нет в тех лентах ни сердца, ни ума. Есть лишь продюсерский расчет, как побыстрей расплеваться с инвестором, чтобы никого не обидеть. Кстати, я тоже не ставлю цели кого-либо обидеть. Ведь, все мы знаем, тот, кто делает что-то неправильно и непрофессионально, это, как правило не мы, а кто-то другой… Так, что без претензий!

Вечером нас увозил со студии автобус. Куда – не помню. Возможно, к какому-то метро. Зачем – не пойму. Студия находится в двух шагах от Речного вокзала. (Ну, не шагах – кварталах. Какая разница?) Помню, было очень холодно и темно. Катя с Игорем сидели позади нас и пытались нас как-то подколоть. Потому, что уже со стороны всем без исключения было заметно, насколько я неровно дышу к Андрею, и что делается с ним при виде меня. «Давайте вы уже! Поцелуйтесь, хотя бы!»

Мы сидели с Андреем в промёрзшем студийном автобусе со стёклами, покрытыми сплошь морозным узором. Откуда-то с потолка на нас медленно валил снег. Крупные снежинки идеальной формы падали нам на ресницы, на волосы, на плечи и руки… Ну, если бы хоть ему, балбесу, было чуть больше лет, чем мне! Не могла же я брать инициативу на себя! Я просто не знала, как это делается…

«Это какая-то зимняя сказка…» - Пробормотала я, ловя снежинки. Андрей глупо улыбался. Снежинки на моей ладони не таяли…

Tags: "тяжела и неказиста", кино и ТВ, мемуар, мир кино
Subscribe

  • «Т»&«П»

    Мгновения, как мы знаем, раздают всем сестрам по серьгам. Развивая тему из того же источника, можно легко прийти к тому, что из мгновений ткётся…

  • Тезисы. 1. Вводное

    Начало отсюда Не дело муз, как известно, заявлять о себе, когда говорят пушки. И, вроде бы, верно: никому не под силу быть услышанным на фоне…

  • Я буду звать его маленькой верой

    Кабы не мой левый курс и не живой интерес к вестям с левого фронта, я бы и не узнала о том, что Соловьёв прошелся по Парфёнову. У меня Парфёнов…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments