kineska (kineska) wrote,
kineska
kineska

Механический балет XXI века

[***]Жил Маргинал со своей Маргиналкой на берегу холодного моря.

Жил в доме, доставшемся от деда.
Жил давно, как жили его предки.
Здесь он родил себе Сына, здесь открыл автомастерскую.
Здесь в три горла хлестал он водку. А Жена работала на рыбзаводе.
Так и жили бы они худо-бедно, но усадьба понравилась Мэру.
Точнее даже не усадьба – вся та живописная бухта.
А Мэр тот был властью от бога. Имел руки в крови по локоть
и безмерную власть во всём поселении.
И бессилен был Маргинал с таким бодаться. Тем более что был тот Мэр от бога.
Призвал Маргинал на помощь Друга. Тот друг был столичным юристом.
Но, видно, средней руки юристом, так как, набрав на Мэра компромата,
весь компромат тому тут же и выдал.
Да ещё козырнул знакомством
высоко-высоко, в Комитете.
Только Мэр совсем не испугался.
И, поскольку был властью от бога, заручился его подержкой
в лице попа епархии местной.
Маргинала друг-юрист обнадёжил. А жена Маргинала от счастья
дважды мужу с ним изменила. Изменяла бы так и дальше, но соседский сын их застукал,
и Маргинал бил Юристу морду.
Бил с душой, как бьют Маргиналы. Так, что вышел Юрист весь опухший,
даже тёмные очки не спасали.
Сел в машину к Мэру от бога, видно мать не сказала в детстве,
чтоб к бандитам в авто не садился.
Те свезли Юриста на пустошь и с пристрастием там припугнули.
А Маргинал всё пил свою водку.
Сын сказал: «Не пей её, папа.
А жену гони свою нафиг. Проживём без неё и точка». И ушел на берег поплакать,
где лежал скелет Левиафана.
Маргинал ещё выпил водки и жену ещё раз потрахал.
И решил: «Хорошая ж баба! И вообще, пускай остаётся…»
Но Жена внезапно пропала. Неизвестно, куда девалась.
А Маргинал всё пил свою водку, пока труп жены не был найден.
А ещё молоток был найден, тот, которым её по затылку…Только кто?
Мужчина заплакал, когда слушал следака обвиненья.
В том, что дело его – не усомнились. Осудили и посадили. А Сына забрали соседи.
Не из жалости – из за пособий.
Тут пошла возрождаться Духовность.
Был расчищен прибрежный участок.
И на нём построили церковь.
Туда ходит Мэр со своею семьёю,
и всегда помогает деньгами.
Потому, что, пока помогает,
до тех пор и будет от бога.
Вот такая, ребята, сказка.
В ней морали, конечно, нету.
В ней одна констатация факта.
Потому повернитесь к стенке,
положите ручки под щёчки.
Спите, в общем, а кто не будет,
за тем явится Мэр от бога.
С руками

в крови по локоть…

Ну, а если серьёзно…

Для справки: Левиафан - морское чудовище. В славянском переводе - великий кит. По одной версии - отождествляется с Сатаной.

Огромный остов кита, мёртвого морского чудовища, перекликается с видами гниющих в бухте остовов мёртвых, полузатопленных кораблей в финале. Скрытый намёк на безвозвратную гибель прошлого, поллный разрыв с тем временем, когда эти корабли составляли мощный флот, а новое время - время тотальной разрухи? Разрухи во всём, начиная с этих самых кораблей и кончая основами морально-этических норм? Это – для тех, кто любит искать смыслы, делать выводы и т.д. Больше в картине в этом плане зацепиться не за что. Звягинцев не из тех, кто сыплет скрытыми смыслами и метафорами. Ещё, правда, можно покопаться в легенде о праведном Иове, парафразом которой, согласно аннотации, является данная история. Тут тем, кто эту аннотацию писал, либо просто сказать было нечего, либо легенду краем уха в электричке услышали. Ну, да ладно. Легенду в фильме ещё монах озвучит.

Сказать же по сути, действительно, практически нечего. Меня сподвигло на просмотр очередной Звягинцевской ленты лишь её уверенная поступь, марш Триумфатора, которым шагает она по фестивальным просторам, отрясая щедрые урожаи вымпелов и призов. Первая реакция по просмотру – недоумение. Я ожидала картину не ниже уровня «Елены». Но просчиталась. Я увидела кино, в котором не было ни выдающейся режиссуры, ни неожиданной операторской, ни интероесной актёрской работы. Где сама драматургия была достаточно некрепкой и местами просто трещала по швам. И не стоял за всем этим нагромождением сам создатель ленты. Не было здесь позиции режиссера. Идея присутствовала, но выражена была вяловато. А оттого, что озвучивалась несколько раз с экрана, ярче не заиграла.

Говорят, на западе очень любят клюкву. Иначе, как по клюквенным джунглям, и не узнать дикой России. Клюква, как известно, растёт на болоте, где мы все живём. Не сеем её, не пашем, сама родится ибо почва благодатна, - холод, водка, грубые, дикие мужики, вульгарные, доступные женщины, бандиты у власти и пр. - но делаем вид, что всё не так. Ну, или не совсем так. Есть ещё кое-где кое-какие недостатки и упущения… Но это – тяжелое наследие «мрачных времён». Под понятие «мрачные времена» можно подставлять любые времена, от царизма до перестройки и далее – не ошибётесь.

У нас, конечно, пьют, но мы уже с этим боремся на государственном уровне.

У нас ещё существует коррупция. Но мы уже с нею боремся на государственном уровне.

Уровень жизни кое-где ещё несколько ниже желаемого, но мы, на государственном уровне, преодолеем и это. Вот только добьём коррупцию, и тогда… Если, конечно, русский мужик бросит пить и возьмётся за ум. Потому, что, что это за Расея без мужика?! (Тут можно слезу пустить для наглядности.)

А оплотом нравственности, к которой бросивший пить мужик непременно приобщится, у нас послужит Церковь. Уже служит. Может, кто-то в порядочности Церкви и патриархов ея усомнился, богохульник?! Ох, тем мы покажем, на государственном же уровне, несмотря на закон о свободе совести! Да сама же Церковь и покажет. (Кстати, в вашем парке ещё нет храмового комплекса?)

Вообще-то, если где-то дерьмо лежит, надо не с запахом бороться, а от него самого избавляться. Пускай по капле – капля камень точит. Если каждый за дело возьмётся… Но большинство «придышалось». Потому и растёт волна возмущения. «Мало того, что Звягинцев Россию не любит, русских людей показывает тупым быдлом, да ещё и на Святую Церковь покусился!»

Сколько можно спекулировать на «слезе ребёнка»? Если, - говорите, - бога нет, то всё дозволено?! Так, вот вам: и бог есть, и всё дозволено. Вопрос поставлен, проблема вычленена. Что дальше? А дальше – ничего. Картина выстреливает в воздух громовым залпом. А должна бы палить по умам и душам.

Что.

Хроника отжима родового имения. Не «Вишнёвый сад». Там концепция иная и герои не столь маргинальны, да и рефлексируют без водки на отвлечённые темы.

Как.

Примера выдающейся режиссуры я не заметила. Не возникает желания пересматривать фильм – тема закрыта, но закрыта ещё в процессе просмотра. Жизнь вокруг нас. Можно посмотреть и бесплатно – всё узнаваемо. От Московских окраин – «до самых до окраин». Пьёт народ горькую, творит бесчинства и позволяет, чтобы с ним самим разные бесчинства творили. Потому, что, то ли он не может, то ли просто не хочет этому процессу противостоять. Сам не определился…

Жизнь на экране подана, как механический процесс. И не давит этот процесс на болевые точки. Есть более тяжелые фильмы, которые хочется смотреть и пересматривать. «Левиафан» - не из их числа.

80-е ознаменованы кличем С. Говорухина: «Так жить нельзя!». «Очень даже можно.» - Отвечает стартовавший двадцать первый век. Можно оставаться быдлом, влачить существование быдла, производить на свет и на произвол судьбы таких же, себе подобных. Так живут сами, так жили их отцы. Сказано ли хоть что-то новое, неожиданное? Да, в общем, нет.

Прежде, когда кино ещё было видом искусства, считалось, что истинный художник – как врач. Не просто ставит диагноз, но и подсказывает путь к исцелению. По мере мельчания художника, в профессию шагнули диагносты. Нынешним смысла нет ставить диагноз очевидного. Показывают язву и констатируют: язва. И мне, как зрителю от этого не легче. Зачем я пойду в кинотеатр смотреть на то, что могу наблюдать каждый день в реале?

Картина плохая?

Нет, не смотря ни на что.

Тогда, какая?

Tags: кино и ТВ, творчество
Subscribe

  • «Т»&«П»

    Мгновения, как мы знаем, раздают всем сестрам по серьгам. Развивая тему из того же источника, можно легко прийти к тому, что из мгновений ткётся…

  • Тезисы. 1. Вводное

    Начало отсюда Не дело муз, как известно, заявлять о себе, когда говорят пушки. И, вроде бы, верно: никому не под силу быть услышанным на фоне…

  • Сценарий рабочий

    Просто вспомнилось вот это замечательное кино. И чего только ни случается с этими генералами... Кино и жизнь взаимно обогащают друг друга.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments