kineska (kineska) wrote,
kineska
kineska

Categories:

"BABA-LION"

Драматургия конфликта. Образно. Когда встречаются/сталкиваются заведомая правда с заведомой неправдой это неинтересно. Неинтересно, когда сталкиваются заведомая предвзятость всё равно, с чем. Малоинтересно, когда сталкиваются заведомая правда и неправда, ошибочно принимаемая второй стороной за правду. Интересно, когда сталкиваются две правды. Но об этом фильмов не давно уже снимают. Это слишком сложно. Это мало постичь собственным умом, но необходимо в ясной форме донести сначала от сценария – до постановки, затем – до зрителя. Месхиев по этой схеме не работает, хотя в нынешней ситуации, в обстановке брожения и разброда умов именно расшифровка каждой правды для того, чтобы «включился в игру» и т.н. «думающий зритель», больше всего необходима. Это – что касается современных кинопостановок, обеляющих и без того белое движение. Тех, от которых министр культуры со своим богоизбранным начальником в восторге прыгают до потолка, хотя, не случись революции, один с утра до ночи, точил бы болванки на Путиловском, а другой без роздыху гнул бы спину за швейной машинкой, перелицовывая сюртуки и фраки для своих, местечковых. И, чую, скоро будет скромный, в художественном плане, вклад киногруппы щедро отмечен свыше… А, что? Труд прачки не менее почётен, чем любой другой. Только взяться – всю историю и отстирают, и перелицуют по желанию заказчика.

Итак, я зритель, посмотревший эту самую «Батальонь». И мне, как зрителю, был предложен некий набор персонажей-болванок, объединённых общим делом, но неотличимых одна от другой. Это не коллективный герой. Это не персоналии, за каждой из которых стоит своя история. Обрывками и намёками, скомкано пробрасываются некие факты. Я, зритель, не успеваю проникнуться ни чьей-то судьбой, ни возмутиться, ни просимпатизировать, ни посочувствовать кому-нибудь. Ко всему, из-за сумбурного монтажа порой даже лиц не различить… Героев много – экранного времени для знакомства мало? Не убедительно. Для того существует масса приёмов, широко применявшихся в прежние годы ведущими советскими кинематографистами. «Республика ШКиД», «Добро пожаловать или…», «Наше призвание», «В бой идут одни старики»… Фильмы, где каждый герой обладает яркой индивидуальностью и не похож на другого, сколько бы их ни было в ленте. Времени, говорите, мало? Языком старой терминологии, семичастёвки против двенадцати Месхиевских частей сумбура и сумятицы. М?! Я даже про комендантшу, атаманшу, командиршу ничего толком с первых кадров сказать не могу. То, что она «простая русская баба, мужем битая, попами пуганая, врагами стреляная, живучая» случайно выясняется уже в процессе просмотра. А так истории нет. Нет художественной зацепки, чтобы этот персонаж сходу читался бы как образ «слуги царю Временному Правительству, отца матери солдаткам». Перед разномастной толпой предстаёт кобла, урява, урла, конь, virago, но никак не собирательный образ женщины-патриотки, строгой, но справедливой начальницы. Кроме выдающейся фактуры на образ работает и громкий голос, и «грудь в крестах». На мой же, чисто субъективный взгляд «неправильного зрителя», на моментальный прилив уважения и доверия с первых минут эти факторы влияют мало, а способны вызвать, скорее опасение, подозрение и страх.

Нет, массовая зрительница, конечно, и здесь найдёт себе, где поплакать. Она за тем в кино и пойдёт. Особенно, если подружка уже сходила и уже там поплакала. Итак, среднестатистическая сентиментальная зрительница вполне-себе мотивирована. Я – зритель неправильный. В кино хожу не за эмоцией. В то, что «с небывалым энтузиазмом откликнулись на всенародный призыв Временного правительства ко всеобщей женской мобилизации лучшие представительницы самых разных сословий и социальных групп», верю с трудом. Нельзя, право же, на одни и те же «коврижки» «купить» и безграмотную крестьянку, и утончённую барышню, и мещанку, и местечковую еврейку. Пресловутый патриотизм остаётся лишь абстрактной словоформой, пока не будет расшифрован для каждого конкретного случая.

Trasgumanny experimentum по созданию батальона смерти, призванного морально вдохновить на фронте «морально разложившихся» солдат, продвигался негладко. По легенде, происходил постоянный отсев именно по аморалке. Отсеянная-то часть этого самого батальона, по той же легенде, защищала и самого Керенского в Зимнем. Но бабы, переодетые солдатами, разбежались в самом начале штурма, как в последствии бежал и Керенский, в свою очередь, переодевшись бабой.

Во имя чего эти женщины на фронте, если мужчины их, кроме, как баб, по прямому тех назначению, воспринимают? Патриотизм в аудиовизуальном жанре должен быть обозначен аудиовизуально. Если, конечно, именно патриотизм движет этими женщинами. А, если просто романтика? А, если просто желание найти себе на фронте мужика? А, если элементарная глупость? А, если постгендерные или трансгуманистические идеи? А, если просто массовый психоз? Месхиев не обосновыает  необходимость, либо ошибочность решения о создании подобного батальона. Снова не хватило экранного времени для раскрытия образов. Снова обрезки, обрывки, огрызки, обломки, осколки. Зато патетики – хоть отбавляй. И вечные киноштампы «патетического» кино: дымы, «исполненные драматизма» крупные планы и, конечно же, бесконечные рапиды со внезапной темпоритмической «сшибкой».

Создатели ленты в очередной раз заявили, что «у войны не женское лицо». Хотя, в контексте появления данного батальона это заявление, как идея звучит, что перетянутая струна: и тональность не та, и вот-вот лопнет, ибо тонко. Повторюсь, как вынуждена часто повторяться, обсуждая кинотворения нового времени. Ничего нового, свежего, неожиданного в этом ключе Месхиев не сказал. Стало быть, на достаточно незатасканном, незамыленном материале нагромоздилась очередная, по сути, вторичка. Патетически-сентиментальная, пафосно-патриотическая мелодрама.

Tags: кино и ТВ
Subscribe

  • У меня умирает кот...

    Прямо сейчас. Лежит за стеной, на столе, на кухне и умирает. И ничего нельзя сделать потому, что ему шестнадцать лет и куча всякой хроники. Врачи…

  • Чёрт бы побрал эти чёртовы смайлы!!! 👹

    Пообщались в чатике с незнакомцем. Всё нормально. Он адекватный. Знает буквы и слова. Каждый раз обременяет написанное смысловой нагрузкой. А в…

  • «... веют над нами...»

    А, что, сегодня, действительно, гудели сирены?! Я не слышала. И много ещё, кто, в разных районах города не слышал. В общем, с уверенностью могу…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments