kineska (kineska) wrote,
kineska
kineska

Categories:

Немного бюзжаньица под закрытие темки

На сей раз, на прочистку засорённых фибр души у меня будет «Расёмон». Нашла версию в советском дубляже. Таким я увидела «Расёмона» впервые. Да и в других вариантах закадрового перевода не воспринимаю из-за сцен с колдуньей. Ну и Мифуне… Мифуне…

Хотя, Козинцева начала смотреть уже сейчас. Это – как кислородная подушка. Нужен же мне глоток чистого искусства в дурно пахнущем потоке, в который я сознательно заступила. Да, сознательно!

В моей жизни тоже был «Броненосец». Никаких «образов» исторических персонажей Мастер тогда сознательно не воссоздавал. На общем плане в глубине кадра секунды три фигурировал узнаваемый силуэт. Далее он действовал уже за кадром, не появляясь на площадке и отдавая одни команды. Для этого потребовался подлинный голос Великого Мэтра. И я ездила добывать плёнку с записью этого голоса, который узнаю теперь из тысячи и не забуду никогда. Вот так работают мастера: точно и, по-возможности, деликатно. Только для посвящённых. Много ли народа задумалось в зале, чей голос сейчас сымитирован и звучит? Думаю, нет. Просто Творец, если он Творец, не может как-то иначе.

Нет у меня активное желания возвращаться к этому действу[1] и подробно его разбирать. Дерьмо – дерьмо и есть, вне зависимости тот того, чем было оно в первоисточнике. Это – тот случай, когда и анализ никчему. Всё говорит за себя. Тем более что и создатели данного действа ближе к финалу, вроде бы, как покаялись перед зрителями. Под нарезку из трёх фильмов, рассказали домохозяйкам о том, что Эйзенштейн был действительно гений. Что Пырьев на самом деле был велик. Но, сколько ни купайся, чёрный бобёр, всё равно ты «не выкупался – весь выгрязнился!». И охотники уже выехали – сам же и выпустил их на свою голову.

Сергей Михайлович, конечно, был трагической фигурой. Но показывать трагедию Творца через быт, которому всякий адекватный Творец уделяет гораздо меньше внимания, чем то волнует авторов, не умно. И Аташева была верным и преданным существом, прожившим жизнь в тени Гения, бережно сохранившая все архивы и личные вещи мужа. Никогда никуда не уходила. Ведомственный дом «Мосфильма», где прошли последние годы С. М. Эйзенштейна, был позже снесён, но вся обстановка кабинета, все материалы, книги, рисунки, верная Пера хранила до самой смерти и передала в 60-е годы для создания музейной экспозиции.

Фильм «Иван Грозный» - не есть антисталинский памфлет. Эйзенштейн был не из тех, кто показывает фигу из кармана. Не был он и из тех, кто без ума вечно лезет на рожон или нарывается на него по скудоумию. «Ивана нельзя было показывать убийцей!» Что за бред, ребята?! Ко двору не пришелся рефлексирующий на манер принца Гамлета Грозный Царь. При желании можно поднять и ту критическую статью, да и сам сценарий, текст которого, именно в той самой редакции, по которой снимался фильм, был утверждён Комитетом по делам кинематографии при СНК СССР. Закзачику нужен был Иван решительный и бескомпромиссный, каким предстаёт он в цветном финале[2] современной редакции материала. Вот и всё. Производство закрыли и ничего переделать в очередной раз Сергей Михайлович просто не успел.

А Пырьева я, как ни крути, всегда ставила выше Александрова. Особенно, если отодвинуть в сторонку весь «Ладынинский» период, за исключением «Любимой девушки.

Сегодня всех положительных героев принято делать дворянами и православными. Что до православия, то истинная вера – вопрос интимный, ею как-то не принято козырять, иначе до смертного греха гордыни недалеко, а в кино стоило бы вообще обходить эту тему. А, как показать нынче дворянина на экране? Не на лбу же писать! Ходят по экрану мумии с поджатыми губами, будто шест проглотивши. Хотя царственность осанки – далеко не всегда прямая спина, а, главным образом, – особая посадка головы. И, конечно же, руки. Не принято было благородной публике размахивать руками, отставляя локти от туловища и, как на театре говорится, «рожей хлопотать». Но это детали. Мелочь.

Сериальная дворянка Орлова поражает всех благородством и широтой души. Она охотно привечает всех опальных, не то рискуя навлечь на себя «барский гнев» взамен «барской любви», не то ничем не рискуя – однозначно сказать нельзя. Зечьё, кстати, слоняется по Москве, как-будто так и надо. Свободно приходят в гости к знаменитостям и даже в обеденный перерыв – в кабинет Наркома…

Орлова по фильму очень хорошая. А хороший человек должен верить в бога, ненавидеть коммунистов и лично товарища Сталина, и ни в коем случае не должен курить. По богу отметились – обвенчались. Берия, правда, как выяснилось, тоже венчался, а, почему-то всё равно плохой… А ещё, если героиня женщина, она должна реализоваться, как мать или иметь веские причины для невозможности такой реализации. Поскольку же всех детей врагов народа в те мрачные времена сразу же, по факту осуждения родителей лично съедал кровавый Сталин, своим возможным детям подобную участь Орлова не пожелала. И перестраховалась. Пожертвовала материнством под гнётом жестких «внешних обстоятельств». С этого места домохозяйки начинают ненавидеть Сталина ещё больше. Кстати, Сталин, ко всему, ещё и курящий. А при нынешнем раскладе, курят в фильмах только плохие. Но тут накладка. Орлова в жизни дымила, как паровоз. А в фильме нет. Потому, что хорошая. Но хорошая Раневская и та полторы папиросы за фильм подержала во рту. Пырьев на полпапиросы меньше. А он тут – антигерой-завистник, ему, как бы положено. Но остальные – ни-ни. Даже в рот не берут. В смысле курева. Даже венчанный Берия.

В общем, я опять скатилась в брюзжание и ёрничание, а мне бы этого крайне не хотелось. Пойду благоговеть перед высоким искусством. Оно очищает и, говорят, облагораживает.

Закрываю тему.





[1] Вообще, даже при всём моём внутреннем протесте тому, склонна заявить, что пора уже вводить термин «говнище», как искусствоведческую категорию для определения художественной ценности позорiщ пошиба «Орловой и Александрова»!

[2] Финал, кстати, какой-то странный и инородный. Как кость в горле.

Tags: Эйзенштейн, брюзжание, кино и ТВ, мастер, мемуар, мир кино
Subscribe

  • Сценарий рабочий

    Просто вспомнилось вот это замечательное кино. Кино и жизнь взаимно обогащают друг друга. Вечные темы, всё такое...

  • Праздник!

    День Советского Кино. Дата, про которую обычно забываешь. И сегодня не скромнее, чем обычно. То есть, никак. По ТВ показали "Весну".…

  • «О, дайте, дайте мне свободу! …»

    Это – не в контексте «Князя Игоря». Это – ария режиссёра, творца, закованного в цепи финансовых и творческих ограничений.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments

  • Сценарий рабочий

    Просто вспомнилось вот это замечательное кино. Кино и жизнь взаимно обогащают друг друга. Вечные темы, всё такое...

  • Праздник!

    День Советского Кино. Дата, про которую обычно забываешь. И сегодня не скромнее, чем обычно. То есть, никак. По ТВ показали "Весну".…

  • «О, дайте, дайте мне свободу! …»

    Это – не в контексте «Князя Игоря». Это – ария режиссёра, творца, закованного в цепи финансовых и творческих ограничений.…