kineska (kineska) wrote,
kineska
kineska

Товарищ Робинзон

Сегодня мне неожиданно попался фильм 1948 года «Робинзон Крузо». На редкость неудачная картина! В главной роли Павел Кадочников. Что показалось мне достаточно неожиданным. Как, впрочем, в своё время неожиданным показалось приглашение на эту же роль Леонида Куравлёва. Куравлёв тогда меня убедил. А Кадочников – нет. Дело, конечно, не только в нём. Дело в режиссуре. Вот кадр. В нём герой говорит текст. Вот он выполняет действие в кадре. Вот он молодой движется по джунглям Сухумского заповедника за камерой, напряженно глядя в объектив. Вот – уже постарше, Вот – с ружьём. Вот – без ружья. Таких, одинаковых, проходов по острову довольно много. Герой проделывает их в разном возрасте. Точнее, в разном гриме.

И съёмка «грязная». Немыслимо, чтобы актёр в кадре, походя, случайно сковырнув искусственную бороду, тут же автоматически поправил её! Простенькие, бесхитростные «спецэффекты». Кто скажет, что технический уровень тогда был не на высоте – возражу. Фильм имел стереоскопический вариант (1946!) - раз. Два. Вспомним более ранние, довоенные, ленты Птушко и Вайнштока (справедливости ради, у Вайнштока макетную съёмку делал всё тот же Птушко).

Чистенькая, отглаженная массовка лазает по реям. Шторм! Паника! Декорация палубы при этом статична. Артистов поливают водой. Работает рир-проекция. Лишь два плана иллюстрируют эффект качки. Ощущается не то спешка съёмочной группы, не то просто творческая беспомощность. Придуманы трюки, но не придумано решения. Пример: актёр с трудом управляет плотом в протоке. Плот мотается от берега к берегу, как цветок… Про трос и лебёдку, которые можно было здесь умело использовать, никто не подумал… Никто не подумал, как оживить диалоги, как вести линию внутреннего монолога героя. А и не только декорации, но и слова, слетающие с уст актёров, кажутся угловатыми картонными.

Справедливости же ради, есть и моменты совершенно неожиданные. Это то, что, вернувшись через двадцать пять лет домой почтенным старцем, Крузо застаёт дома живых родителей и не состарившуюся служанку.

Я с особым трепетом и нежностью отношусь к фильмам Советской Эпохи. Фильмы той поры обычно подкупают своей наивной искренностью, благодаря чему не хочется замечать огрехи, из которых складывается особое обаяние картин. Если хотите, флёр. У этого «Робинзона» подобного обаяния, увы, нет. Даже то, что этот фильм демонстрирует первые шаги стереокино в СССР, слабой режиссуры не оправдывает.

Единственное, из-за чего, наверное, стоит посмотреть фильм, это Пятница с обаятельнейшей улыбкой и задорными чертями в глазах. И вообще занятно взглянуть на голого юного Юрия Петровича Любимова, исполняющего ритуальные танцы.

Ну, а, в общем и целом, режиссёр Говорухин со своей экранизацией обскакал режиссёра Александровского. Ну, а Вайнштока ему на полкорпуса догнать так и не удалось. Хоть и музыкальную тему позаимствовал.

Tags: брюзжание, кино и ТВ
Subscribe

  • Первый обналиченный гвоздь в крышку движения

    А я всегда говорила, что эта птица никуда не летит! Она на-ри-со-ван-на-я! Не-на-сто-я-ща-я! И я всегда говорила, что такое количество баб в…

  • Ich liebe Deutsch!!!

    Ich liebe die deutsche Sprache, aber eine seltsame Liebe. Seltsame потому, что etwas Natives ist gehört. Да. Что-то слышится... Русский? Да.…

  • О‘фигеть!

    Тому-наше-всё-Джонсу – 81 Ринго Старру – 81 Полу Маккартни – 79 Мику Джаггеру - 77 Йену Гиллану – 75 Эндрю Вебберу –…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments