kineska (kineska) wrote,
kineska
kineska

Categories:

Гвардии сержант и капитанская дочка. Торжество социальной справедливости

Создавая свои бессмертные произведения, А. С. Пушкин, мог и не предполагать, что капитализм, как в своё время и феодализм, - суть есть строй, обречённый на гибель самим ходом истории. Но прошли годы мрачного царизма, и вот представители самого молодого и прогрессивного искусства, кинематографисты молодой Советской страны, позволили себе немного приблизить канонические пушкинские тексты к непременному и единственно верному, согласно теории диалектического материализма, повороту событий.

И вот «беспощадный» русский бунт наполняется историческим смыслом. И в усадьбе Троекурова происходит расправа крестьян над безжалостным помещиком («Дубровский», 1936) и особым образом перемещаются сюжетные акценты в экранизации «Капитанской дочки» 1928 года. Эта версия менее известна, чем последующие попытки перенесения произведения на киноэкран, но ничуть не менее любопытна. Особый шарм картине придаёт отсутствие обличительного пафоса, свойственного некоторым кинопроизведениям того времени, перегиба. С добрым юмором смотрят создатели ленты на своих героев. И образ Пугачёва раскрыт как типический народный тип, с характерным, былинного толка, обаянием. Нет в нём ничего героически монументального. И действует он с молодецким, хулиганским задором, смело и отчаянно. Практически так, как подошли к трактованию канонического текста повести создатели киноленты.

Соавторами Пушкина при создании фильма выступали сценарист В. Шкловский и режиссёр Ю. Тарич.  В сюжетной канве просматриваются две, очевидно запараллеленные линии, пожилой Императрицы, меняющей любовников и маленькой мещаночки Маши Мироновой, выбирающей более подходящего жениха из двоих молодых офицеров.

Первый – ссыльный прапорщик Швабрин. Блестящий кавалер, красавец и гуманист. Второй – Петруша Гринёв. Слезливое недоразумение, неумный, трусливый, избалованный родителями недоросль.

Швабрин впервые предстаёт перед зрителем читающим Маше гуманистический трактат, чем вызывает крайнее негодование у присутствующего здесь же попа.

Петруша появляется в первой части фильма, в доме своих родителей, когда великовозрастным балбесом, запыхавшийся, влетает в дом с воздушным змеем, сделанным из географической карты. Тогда-то и сообщает ему отец, что пора браться за ум и барчонок пойдёт служить. Но не в Петербург, куда стремилось сердце недалёкого юнца. В Оренбург.

Почто же ссылают Гринёвы единственного сына неведомо куда? Всё просто. Наделяя своего очередного фаворита, графа Орлова, землёй, Императрица производит межевание имеющихся наделов, под которые попадают земли Гринёвых. Вот и пришлось осваивать новые земли на Оренбургщине - иначе куда девать стеснённых крестьян?

Но не только взгляды ущемлённых помещиков устремлены на калмыцкие степи. Для оформления царского дворца требуется яшма, которой не меряно на Оренбургской земле. На том и порешают Императрица и Орлов. А, покуда Орлов в отлучке, на горизонте возникает фигура Потёмкина. И, вертя в жирных своих пальцах бриллиантовый медальон с вензелем «О», Императрица велит поменять его на «П».

В Белогорской крепости всё гораздо скромнее. Крепостная девка метит бельё своей барышни вензелем «МШ» по фамилии названного жениха Маши, Швабрина. Но появление опереточного Петруши Гринёва в напудренном парике и блестящем мундире производит фурор в чувствах девушки. Петруша не так сложен, как Швабрин, и не твердит ей непонятных материалистических словес о природе человека. Посему велит она девке старый вензель «перешить глаголем».

Неслучайно в финале обе переменчивые ветреницы и не слишком положительные персонажи фильма, Маша и Императрица Екатерина, находят общий язык. Но пока подобное лишь притягивается к подобному себе.

На Оренбургщине творятся бесчинства. Петруша размежевывает земли. Межа ведётся по старому калмыцкому кладбищу. На защиту могил встают калмыки, но злобный и жестокий офицер крепости разгоняет их хлыстом. Тут же представители двора грузят на телеги надгробья из яшмы. Швабрин вступается-было за калмыков, но что он может сделать один? Один в поле не воин. Не воин и в крепости, на стороне бесчеловечного режима. Посему одним из первых переходит под знамёна Пугачёва, захватившего Белогорскую. Победа? Слабая надежда, что хоть в кино, где столь переиначен Пушкинский сюжет, будет восстановлена историческая справедливость. Ведь восстание поддержали не только казаки и калмыки, а и пролетариат, уральские рабочие, создавшие по инженерным чертежам умницы Швабрина невиданную многоствольную пушку… Но нет. И пушка не поможет. Казачьи старшины-предатели, перепоив мужичков на свадьбе Петруши и Маши, сдадут Пугачёва властям. Подлая пуля сразит отважного Швабрина. Благородный человек, он успевает вывезти бывшую свою невесту из крепости, где разгулялось пьяное казачьё и готовится новый приступ. И, случайно оказавшись в усадьбе Гринёвых, препятствует казни бар восставшими крестьянами. А вот Петруше Гринёву, пьяным проспавшему всё на свете, долго придётся доказывать отбившим крепость офицерам, что лояльность его к «душегубу» была проявлена исключительно ради спасения собственной шкуры жизни. Что он дворянин и, не найдя ни одного боле веского аргумента в свою пользу, принимается танцевать минуэт. Чем вызывает у офицеров, и лично у ротмистра Зурина, брезгливое негодование.

К чести создателей фильма стоит отнести и то, что они допустили полутона в характеристике своих персонажей. Так царский офицер Зурин вызывает симпатию с первого своего появления в кадре. Теперь он, вместо Швабрина, становится антиподом и антагонистом Гринёва.

Общая вольная трактовка повести естественным образом подталкивает создателей ленты на то, чтобы последняя, недописанная глава обрела необходимое завершение. Прибытие Маши и её встреча с Екатериной перенесены на экран близко к тексту. Единственно, Екатерину знававшую, по её словам, красавца Швабрина, немало удивляет, что «этот Гринёв» показался Маше «в тысячу раз» его интереснее. С такой-то Машиной подачи Петрушу ведут прямиком из Царскосельской тюрьмы «по дороге Орлова и Потёмкина». Как «знавала» в своё время Императрица Швабрина, равно, как и по какой причине тот был сослан в Оренбургские степи, авторы умалчивают. Но к утреннему чаю Екатерина выходит весьма разочарованной…

Петрушу, бегом покинувшего царские покои, к великому удовольствию Потёмкина, Императрица возвращает Маше. Счастливую развязку несколько омрачает поединок Петруши с Зуриным, случившийся не то по причине личной неприязни к нему последнего, не то по указанию Потёмкина. Карикатурная парочка уезжает в деревню. Весь этот частный трагифарс, состоящий из нескольких глав, протекает на фоне одного из самых драматических событий 18 века, подавления Пугачёвского восстания. Финальный кадр, плывущая по реке виселица на плоту, уравновешивает восприятие киноповествования.

Так русский бунт, «бессмысленный и беспощадный» по Пушкину, всё равно лежит в основе политических преобразований, в конечном счёте, однозначно решая их судьбу. По Ленину.

Tags: Ленин, даты, кино и ТВ
Subscribe

  • «Т»&«П»

    Мгновения, как мы знаем, раздают всем сестрам по серьгам. Развивая тему из того же источника, можно легко прийти к тому, что из мгновений ткётся…

  • Тезисы. 1. Вводное

    Начало отсюда Не дело муз, как известно, заявлять о себе, когда говорят пушки. И, вроде бы, верно: никому не под силу быть услышанным на фоне…

  • Сценарий рабочий

    Просто вспомнилось вот это замечательное кино. И чего только ни случается с этими генералами... Кино и жизнь взаимно обогащают друг друга.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments