kineska (kineska) wrote,
kineska
kineska

Category:

«…другой не будет никогда…»

Так получилось, что Митта начинался для меня с «Арапа». Мне было лет 10-12 и дело было в кинотеатре «Улан-Батор» на Академической. Давали ретроспективу фильмов с Высоцким, но я после школы успевала только на «Арапа» и посмотрела его несколько раз. Тогда я ещё мало, что знала и понимала о кино, но необычная форма киноповествования меня как-то зацепила. Потом были и другие фильмы Митты, более ранние и более поздние, а потом и сам Митта стал другим. Но всё равно, он большой мастер, как ни крути.

Когда-то не очень давно Герман сказал, что Митта, снявший «Гори, гори, моя звезда» и «Звонят – откройте дверь» не подал бы руки Митте, снявшему «Границу. Таёжный роман». Бесспорно. Причём и сам Митта философски допустил большую долю вероятности в сказанном.

В «Звезде» уже прорастала «Сказка странствий». Не помню, кажется, на первом курсе я посмотрела ленту в первый раз и, уже с высоты приобретённого опыта в профессии, поняла, что Митта не только отличный режиссёр, но и «наш человек». Потому, что, если бы «Звезду» делал мой Мастер, думаю, он избрал бы именно такую форму. Он сам, провозглашая революционные манифесты в кино, был в те годы такой же Искремас.

Сегодня, как подарок к Празднику от «Культуры» - «Гори, гори, моя звезда». Умеет канал реабилитироваться! Удивительное кино! Светлое, яркое, чистое. С удивлением открыла для себя, что и на этой картине художником был Бланк. Борис Лейбович резко вырос в моих глазах, хотя его экзерсисы в чужих, режиссёрских, санях, в которые он ни с того, ни с сего уселся в девяностые, остаются на его совести. Тонкая связующая протянулась-таки до моего Мастера. Бланк работал на последней его картине. Правда, оригинальных форм, увы, не нашел. Плёлся по проторённой дорожке.

«Гори, гори, моя звезда» остался непревзойдённым в творчестве Митты. Замечено не мной, но с этим трудно не согласиться. Фильм, где безмерно хорошо всё и безмерно хороши все. От исполнителей главных ролей, до эпизодников. Но каких эпизодников! Мордюкова, Пороховщиков, Хуциев, Филипенко, Воинов. Нигде так не нравились Табаков и Ефремов, Леонов (вот в каком образе следовало бы запечатлеть его в бронзе на Мосфильмовском пятачке, если уж никак нельзя было без этого). А Наумов, средней, по большому счёту, руки режиссёр, наступил на собственное актёрское горло… Были другие удачи у Митты, безусловно, были. Однако сомнительно, что будут впредь. «Нерукопожатный» прежним собою, Митта давно перешел на холостые патроны. Но главное, что бьёт пока ещё метко!

Три пути у художника. Три ипостаси. Гореть, искать, находить, провозглашать. Творить, как дышать. Обслуживать. Две прогрессивные, третья – тупиковая. С какой бы ни начал – есть, куда двигаться, главное, чтобы не с неё.

Tags: кино и ТВ, мастер, мемуар, мир кино, размышления
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments