kineska (kineska) wrote,
kineska
kineska

Category:

«Экипаж»: заход на второй круг

Вводное

Всю жизнь испытываю довольно нежное отношение к творчеству Митты. Его «Экипаж» я особо не выделяю. Через четыре года после его выхода на экраны, своей «Сказкой странствий» господин Рабинович закончился для меня как тема, оставшись создателем «Без страха и упрёка», «Сказа про то, как царь Пётр арапа женил» и, конечно же, «Гори, гори, моя звезда». Это нормально. Творец должен, обязан меняться, причём, не всем удаётся поступательное движение. Можно и с восходящей сойти на прямую и уверенно двигаться далее уже по ней, не стремясь подскочить в небо, чтобы хватать с него звёзды. Это тоже нормально.

В том, что фильм Лебедева не будет ремейком ленты Митты, я была почти уверена. «Почти» - благодаря позорному эпизоду на Выборгском фестивале. По основной профессии Лебедев, всё-таки, киновед и ему такие промахи непростительны.

Более того, я была почти уверена в том, что ленте гарантирован успех. «Почти» - благодаря позорному «Волкодаву».

И я не обманулась, предположив, что, скорее всего «Экипаж» 2016 станет чем-то вроде идейного продолжения «Экипажа» 1979.

Как тот, в своё время стал идейным продолжением «Аэропорта» по Хейли.

«В жизни, знаешь ли, всегда есть место подвигам.» - «Как бы» прозвучало с экранов в 1979 году. «И те, которые не находят их для себя, - «как бы» же подхватил тему Лебедев-2015, вторя Митте, - те просто лентяи, или трусы...»

Что там они оба думали-себе на самом деле, мы не узнаем. Хочется верить, что оба творца – люди искренние. И Лебедев, ко всему, определённо, не лентяй, и не трус, раз замахнулся на подобную киноавантюру.

Хочется верить! Ах, и было бы мне «тепло на этом свете»… Обмануть меня трудно, но шла я к «Экипажу»-2016, открытая навстречу обману. И была бы рада, если бы это произошло.

Объективно

В кадре фигурируют логотипы «Аэрофлота» и «Роснефти».

«Наши лётчики – славные ребята…»

Такие фильмы нужны.

Молодому человеку обязательно надо сходить на «Экипаж» с девушкой и, когда она испуганно прижмётся, можно дать ей понять, что ты тоже надёжный, сильный и отважный, просто обняв её за плечи.

Это неплохо снято! Однако строгой концепции в работе оператора не прослеживается. Просто катается на кране вверх и вниз, видимо, в расчете на объёмную картинку. Есть довольно эффектные кадры, но, скажем, Рудольф Мате был более изобретателен.

Субъективно

При всех несомненных профессиональных достоинствах, Лебедев – режиссёр без собственного почерка (который, как ни парадоксально, был, пока режиссёр работал «под Хичкока»). Покажи мне кто этот «Экипаж» без сопутствующего флёра (и, естественно, без дежурного Лебедевского камео (привет любимому «Альфреду Иосифовичу»?!)) и, скажи, что снял его, скажем, какой-нибудь Урсуляк, я бы смотрела фильм, как фильм Урсуляка (тем более что там Машков), и также рассматривала бы его, как удачу режиссёра.

Мне больше нравился Лебедев, работавший под тенью Хичкока. Тогда он больше думал о форме, не забывая о содержании (о качестве литературной основы речь сейчас не идёт).

Лебедев-реалист примерно равен нынешнему Митте. (Не снял бы он подобным образом «Границу»?! Да лучше бы снял!) Хорошо это или плохо? Думаю, неплохо для обоих. У одного всё равно уже лучший фильм лучшие фильмы позади; второй же, я надеюсь, ещё создаст что-нибудь, хотя бы вполовину стоящее «Поклонника». Но это, если случится, то нескоро: сегодняшний Лебедев создаёт кинопродукцию a la «советское кино». Притом, что советского кино он явно не знает. Такой парадокс. Но некоторую стилистику чувствует кожей, как художник. Подобной стилистики придерживалась хоть и приправленная гаденьким душком антисоветчинки, «Легенда №17». Ей же, стилистике, а не антисоветчине, отдано должное и в новом «Экипаже».

И ещё в одном Лебедев остаётся верен себе. Он продолжает браться за слабый литературный материал. Делает его хорошо и разъезжается на несоответствии формы и содержания.

«Чудеса на виражах»

Кульминационный момент обоих «Экипажей» - катастрофа на острове. Форс-мажорная ситуация, во время которой по-новому проявляется вдруг каждый персонаж.

Но до того – завязка и развитие. И тут, чуть более изящно, чем в «Легенде №17», но Лебедев снова галопирует. Ему тесны временные экранные рамки. Потому для «презентации» героев отыскиваются наиболее яркие краски, создаются ситуации, дабы зритель смог и сумел бы, а, главное, успел бы, не просто запомнить имена, и сложить представление о действующих лицах, но и проявить к ним какое-то отношение.

Фильм Митты был более человечным, «жизненным», душевным. Оттого своеобразный «оксюморон» с латанием корпуса воспринимается не плодом вопиющей безграмотности сценаристов (Дунский-таки и Фрид!), а чем-то вроде сказки, искусственно (и очень искусно), мастерски превращённой в быль. Ведь, сложись такая ситуация, несомненно, нашлись бы добровольцы из членов экипажа, простых советских граждан, у которых, как известно, «собственная гордость», что вызвались бы, и вылезли бы из салона на лету и, что характерно, всё починили бы. Митта (а он, в отличие от Лебедева, чувствует экранное время и умеет оперировать темпоритмами) довольно долго подводил своих героев к кульминации, как к катализатору, где каждый раскрылся и проявил лучшие свои человеческие качества. Такая работа. Такие люди. Не заламывающие рук, не произносящие громких слов, не рвущие на груди рубашек. Люди, у которых ни во внешности, ни в манере поведения не было ничего исключительного, героического; а кое у кого и вовсе моральный облик оставлял желать лучшего.

Картина Лебедева не столько «человечна», сколь технологична. Именно под action создавался и впоследствии «затачивался» сценарий. Потому и получаем всего по паре-тройке показательных эпизодов на каждого персонажа. И то, не слишком-то неожиданных и оригинальных. Авторы и ситуации создают такие и так, что многоопытный зритель сразу понимает: впоследствии каждая будет развиваться по совершенно иному сценарию. Так насмешки главного героя над мальчиком-стюардом наводят на мысль, что тому предстоит ярко проявить себя в критической ситуации. И подчёркнутое отношение к нему старшей стюардессы не позволяет усомниться, что к концу, всё изменится с точностью до наоборот. И останется она с ним, а не с главным героем, на которого запала в самом начале, а у того всё наладится с красоткой-лётчицей, похожей на мужчину. Клише, «как много в этом звуке…» Но, к сожалению, это «не звук пустой».

Точно такие же клише торчали во все стороны из сюжетной канвы «Легенды №17». Согласно интервью самого Лебедева, сценарий этой ленты переписывался целых шесть (6!) раз!!! Страшно представить, что это было изначально. Но страшней другое. Сценарий переписывался целых шесть раз, пока (!), наконец (!), не устроил (!!!), согласно его собственного признания, режиссёра!

В этом плане литературная основа «Экипажа» выглядит, поистине крепкой и ладно сбитой. Без иронии: она действительно, крепче «Легенды». И ещё с тех пор я стараюсь не читать интервью Лебедева, дабы не разочароваться в нём однажды окончательно. Всё-таки, я его пока «ещё люблю, ещё надеюсь…»

Что же до самой катастрофы… Надеюсь, не ставилась цель перещеголять «Экипаж» 1979 по нелепости. А, давайте-ка, в самом деле, назовём вещи своими именами! Никто же не забивает дыры в корпусе самолёта подручными средствами, да прямо на лету!

Но, признаться, идея пересадки людей на лету же с одного самолёта на другой, вызвала у меня невольный приступ смеха. Лучше бы дыры латали, честное слово! И, желательно, - в сценарии, да с крепкими консультантами tete-a-tete. Иначе можно и до более абсурдных ситуаций дописаться: например, героически вылезти на крыло со сварочным аппаратом и заварить дыру в топливном баке. Но это – если бы сценарист был совсем идиот, а от них, как видим, современный кинематограф не застрахован… Не удивлюсь, если в, не дай бог, третьем «Экипаже» кто-то из героев будет на лету голыми руками покрышки на шасси менять.

И снова «как бы» напряженная ситуация: погибнет или не погибнет герой Машкова. Согласно клише – нет. Потому, что отец и сын должны в конце примириться. И интрига тут же валится под грузом заезженных драматургических штампов.

Я зритель. (Ну, чисто гипотетически…) Вы меня удивлять-то будете? Чем будете? Когда, наконец, начнёте?! Нет ответа. За клише держаться – всё равно, что за спасательный круг. Оторваться? Так для этого надо учиться плавать! Значит, пора учиться! Пора! Чтобы не плавать в драматургии, как плаваете вы, господа современные сценаристы. Оставьте уже этот мутный Голливудский лягушатник! Сколько можно мелко плавать?! Я зритель. Я хочу глубины.

«Универсальная машина»

Нет, картина получилась вполне приличная. Плохо одно. Любая вполне приличная картина сегодня возносится вдруг в ранг кинособытия. И это настораживает. Где вал? Это они, вот эти самые «вполне приличные картины» должны составлять фон, на котором возникали бы chef deuvres , а не сами прикидываться ими!

На пустом месте и рак, как известно, рыба. Только ситуация, похоже, не изменится ещё долго. Но сразу, как только свистнет на горе этот самый рак. А он, увы, рыбой назначен. А те не свистят…

Потому, «Экипаж»-2016 – событие. Крепкая приключенческая картина, с занимательным сюжетом, хорошими съёмками, яркими спецэффектами и актёрским ансамблем. Просто актёрским ансамблем.

«Сегодня не праздник, просто игра.
Горячий участок давно позади,
Пилоты молчат, смотрят на звезды,
Задание выполнено успешно.
Все улыбаются…»

На сём «Экипаж» прощается с вами!

Tags: кино и ТВ
Subscribe

  • Петрушка!

    «Если вставить в музее плачущего большевика…» А верующего большевика следует выставлять в цирке. «Атеизмом, - заключил в…

  • Два эстонца и одна губная гармоника

    «Маленький реквием для губной гармошки» Таллинфильм 1972 год История о том, как два эстонских парня заблудились во времени. Фильм с…

  • «everybody eat fromage...»

    Oh, la la! Песенка-речевка (oder franzosisch rock&roll?!)! C'est superchouette! А барышня, кажется, Карла Бруни. Уехала с Карлом…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments