kineska (kineska) wrote,
kineska
kineska

Несколько тезисов под закрытие темы «Ма~'ды»

Говорят, первоначальный сценарий «Матильды» имел вид жизнеописания, от чего Учитель ушел сознательно. Жанр нового сценария режиссёр определил, как «историческая мелодрама».  Можно и проще: мелодрама в исторических декорациях потому, что исторические в фильме только имена.

Имя самого Учителя впервые прозвучало для меня ещё в конце 80-х. Тогда это был «Рок». Я впервые услышала «новую музыку», увидела БГ, узнала, что в СССР рок был, и сделала вывод, что отношения к року эта новая музыка  не имеет никакого. Примерно, как «творчество» оператора-документалиста Учителя – к искусству кино. Потому, что не может, не может оператор так плоско и примитивно видеть и создавать картинку на экране! Не может документалист так перестроить своё сознание, чтобы вместо отраженной реальности создавать на экране достоверную художественную иллюзию.

Реальность, данная нам в ощущениях, - та база, на которой строит и с которой одновременно борется режиссёр художественного кино. В этой борьбе рождается новая реальность, легко  узнаваемая и живая, но, вместе с тем, абсолютно искусственная, иллюзорная. Учитель – не орёл не борец. Как истый документалист, он просто фиксирует на экране объективную данность, принимая её, как рок, что для него достаточно символично.

Художник на картине поработал неплохо, но фильм сделан с весомой долей неуважения к его труду. Снята картина просто и бесхитростно. Ни одного неожиданного плана, оригинального ракурса, попытки внутрикадрового монтажа. Только резкие переходы «лупят» склейками по глазам. Используется приём субъективной камеры, но в безграмотном монтаже проваливается полностью. Как в сцене, когда героя Козловского вытаскивают из воды, продолжают клеиться планы, снятые через воду. (За подобный ляп в курсовой (!) – тройка автоматом. В лучшем случае.) Да, такие кадры необычны и достаточно эффектны, но в данном случае, да ещё с отбивкой, абсолютно не оправданы.

Утомляют рапиды. Рапиды, стоп-кадры и прочие операторские спецэффекты, как говорил наш Мастер, «это от беспомощности». А он был лучшим из монтирующих режиссёров в стране! В «Матильде» остро ощущается беспомощность. Танец не выигрывает от замедления! Наоборот. Теряется его динамика. Но достаточно всего чуть зарапидеть, дабы движение не сильно отставало от фонограммы, и танцовщица резко «теряет вес». Она начинает парить над сценой, а не барахтаться в невесомости, как у Учителя. Рапид предсказуемо возвращается в ключевых сценах и лишь подчёркивает изобразительную скудость фильма. Не хочется думать, что такими приёмами подгонялся метраж.

Непонятен и неоправдан выбор возрастного иностранца на роль молодого Ники. Не так давно поклонницы нового «Тихого Дона» с визгом тыкали пальцем в такого же возрастного Глебова, противопоставляя ему молодого Ткачука. Хотя, нельзя не заметить тяжелого «молодящего» грима на актёре. Выравнивался и освежался цвет лица, подбирались морщины, клеились юношеские усы. В «Матильде» же возраст актёра и не пытались скрыть. Ко всему, Учитель сильно польстил тщедушному Николаю, придав ему внешность бравого баварского лесоруба. Об искусстве портретного грима у нас давным-давно позабыли, ещё раньше, чем о портретном сходстве актёра с прототипом. Открытым остаётся вопрос, как возникла данная кандидатура. Сколько же часов порно просмотрел «режиссёр» Учитель в мучительном поиске своего Николая! Это ли не труд?! Труд. А эротические сцены всё равно на уровне фантазий гимназистки второго класса. Хотя, может быть, то было мужское порно?!…

Как бы ни был плох Учитель, в двух вещах ему отказать никак нельзя. В умении чётко улавливать и действовать в соответствии с конъюнктурой, чему отчаянно мог бы позавидовать даже Хотиненко. В абсолютном чутье на плохие сценарии и умении загубить вполне приличный материал. Недавний его «Край» - фильм средней руки. И, всё же, в своё время я не дала на него разгромной рецензии. Цепанула именно драматургическая основа ленты. Потому, что этой основы можно было выжать сочнейший видеоряд. Потому, что работающая машина всегда киногенична. Потому, что машина и человек выступают здесь, как равные. Потому, что в сценарий была заложена мощнейшая притчевая основа. И уйти от всего этого богатства можно было либо по непролазной неоправданной глупости, беспомощности и непрофессионализму, либо сознательно, что тоже, согласитесь, не от большого ума. Два дыма, белый и чёрный, всё, что осталось здесь от первоосновы, теряются в дебрях бесхитростной режиссёрской мысли. Паровоз здесь – всего лишь паровоз, медведь – всего лишь медведь, а контуженый кочегар с одичавшей немкой просто гоняются друг за другом, попутно обнаруживая чудесные свойства своих организмов. Учитель «мастерски» локализует масштабное полотно, сводя его к формату синопсиса – чистой выжимке. Не такова же задача режиссёра.

И ещё на один вопрос никак не могу для себя ответить. Ладно, всем известные прямые потомки царских холопов плачут по былому, но вот откуда у всех этих Учителей, Мединских, Урсуляков, Жириновских и пр. образовалась такая внезапная любовь к монархии, казачью и булкопожатному офицерью? Неужто пепел давних погромов в сердце не стучит?!

Tags: кино и ТВ
Subscribe

  • Liberte, liberte, cherie, combat 'contre' tes defenceurs!

    А всего-то и надо, что возродить старый добрый санпросвет. Чтобы специалисты на местах простым языком, доходчиво объясняли людям, что, к чему и…

  • Курсом на тартарары!

    С ностальгией вспоминаю времена, когда выходила на улицу без маски. Но зато я с удовольствием ношу перчатки. Это стильно. Не резиновые, конечно, а…

  • Лингвистический казус

    Дело было в пятом, примерно, классе. Нас отпускали на каникулы, снабдив списками литературы, которую следовало прочесть за лето. Ладно бы ещё по…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments