kineska (kineska) wrote,
kineska
kineska

Categories:

Было небесам жарко

       1.Пролог
Важнейшим изо всех выразительных средств современного кино является… Нет, не монтаж. Монтаж – вчерашний день. Съешьте, Сергей Михайлович! Важнейшим изо всех выразительных и выразительнейшим изо всех важнейших сегодня является рапид. Ну, или «слоу мо», по-современному. Мы же не учимся у своих мастеров – мы всё больше на Голивудщину поглядываем…

Киноязык беднеет… Сегодня это уже жаргон. Причём, жаргон низкий, массовый. Если на экране яблоко – это только яблоко и искать здесь подтекстов никто не будет. Как никто не будет наделять подобный кадр подтекстами, как и в зале никому в голову не придёт, что они там могут быть.

Но это всё – лирика. Я, вообще-то намеревалась про другой фильм поговорить в свете недавних юбилейных  торжеств по Высоцкому. Поучаствовала в дискуссии и только убедилась, насколько-таки далеки мы от народа, сколь узок наш круг и, что дело, затеянное Великими Мастерами в 20-е годы прошлого столетия, пропало. В кинематографе никто приличный  за все годы существования «молодой РФ» не проснулся. Наблюдается интересная тенденция: есть засыпающий массовый разум, сон которого рождает, как ни парадоксально, реальность, которая, в свою очередь, окружает уже всех нас. Ибо сформировался особый эгрегор. И представителей этого эгрегора простой агитацией не проймёшь. Их – только поленом…

Как зритель, я всегда рада обмануться великой иллюзии. С этим чувством я прихожу в кинозал и наивно ожидаю чуда. Я знаю кухню и химию кинопроцесса, но здесь, прежде, мне важен вид происходящей реакции. Но, вместо прекрасного обмана – очередной дешевый развод, а реакция одна – окисление, при котором не выделяется, ни холода, ни тепла, но обильно выделяется довольно неприятный душок. Анализ? А, что анализировать, если нагора нам предлагаются лишь две субстанции, вода и отстой?! Можно смешать – вот вам синтез. Получается новое вещество – муть.


Это – в целом. Что же до частностей, я ожидала большего. Уже сказала выше, почему. Нет, я не выступаю здесь, как заведомо предвзятый «красный  зритель». Снимите талантливо что-нибудь антисоветское – я это оценю. Но снимите же талантливо хоть что-нибудь! Хоть то же, упомянутое выше, яблоко! Можно даже не красное.

Но то была лирика – перехожу к сути. «Движение вверх».

          2.«В день какой – неведомо, в никаком году»
Согласно аннотации, действие фильма происходит в 1972 году. Но люди в кадре одеты по моде конца 70-х. Звучит песня «Наш город», написанная в 1978. «Неправда» лупит с экрана, в виде целого ряда несоответствий. Глаз режет цыганско-карнавальная, ядовитая пестрядь (у оператора и художника дефект цветовосприятия?!) едва ли не каждого кадра. А ведь шарм стилистики «ретро» в безусловной узнаваемости, для которой крайне важны именно детали! И не менее важно в таком случае соблюсти бы ещё и манеру съёмки тех лет. Но нет. Чего, впрочем, и следовало ожидать от очередного документалиста, да, к тому же ещё, и телевизионщика. Или ВГИК все эти годы стоит пустой, что фильмы снимает непонятно, кто?! Где все? Я – ладно. Но где остальные? Почему не в профессии?!
(Это не перекличка! Вопрос риторический и я знаю ответ на него.)


          3. «Grace» et «Malgre»; «Легенда» № 18
Да, некоторые зрители сравнивают два эти фильма. И, хоть обе ленты – одного поля всходы, художественная ценность «Легенды» значительно выше. Значительно! Но претензии напрашиваются всё те же.

Фильмы на спортивную тематику в Советском союзе снимались регулярно. Это были истории преодоления. Мобилизации внутреннего резерва, триумф силы, триумф, если хотите, воли. Ода человеку, который на пределе возможностей приходит к победе. К победе не только над противником, но и над самим собой. И вся жизнь спортсмена представляется единым направленным движением, вектором, рывком, в кульминации которого – та, долгожданная победа, к которой шел, и которой достиг.

Персонажи современных спортивных лент также преодолевают многочисленные препоны, но препоны внешние, как правило, созданные системой. Систему представляют чиновники, спорткомитетчики в погонах, более-менее разумные, как в «Легенде» или полные идиоты, будто выписанные по калькам «Москвы на Гудзоне», как в «Движении». Чем больше выходит в прокат картин, прославляющих достижения СССР, свершавшиеся, «естественно», не благодаря, а вопреки, тем ярче сияет золото настоящих спортивных побед нашей Сборной.

«Вопреки» - системе, «благодаря» - тому самому «внутреннему резерву», расшифровкой понятия которого создатели подобных лент себя не утруждают, но который и есть тот самый, единственный в их понимании движитель, что кидает солдата – в бой «помимо и вопреки» воле главнокомандующих, спортсмена – на арену, опять же, «помимо и вопреки» противодействию/бездействию спорткомитетчиков, артиста на сцену – «помимо и вопреки» политики ЦК КПСС и решений очередного съезда в области культуры.

В «Движении» сценаристы предпринимают попытку показать всю команду, как команду, а не как фон для главного героя. Что похвально! Более-менее это у них получилось, но «более» - сумбурно и невнятно, а «менее» – логично и оправдано. Хотя, как попытку, можно засчитать. Ярких характеров я не увидела. На их выявление у сценаристов просто не хватило времени. Но, по крайней мере, героев не путаешь между собой. Даже если, по ходу, они мало идентифицируются, как представители разных союзных республик, что важно, раз уж было заявлено.

Один слепой, другой больной, третий посматривает на запад, четвёртый готов всё бросить ради родственных местечковых интересов. Во всём горький привкус какой-то безысходности. Ни тебе воли к жизни, ни тебе – к победе. И здесь-то и можно было бы вытянуть пресловутое преодоление волей и духом физического человеческого начала. А не просто «очень хотелось в сборную». И сразу сползает набекрень главный акцент. Чего ради в сборную? Поездок, шмоток или, всё-таки, защиты спортивной чести своей страны? За честь. И это-таки будет озвучено ближе к финалу, уже после победы, но тут же заболтано и погребено.

И нельзя было так комкать трагические события с захватом заложников. Ведь тем, главным образом, и осталась памятна Мюнхенская Олимпиада-72. Либо не комкать, либо не упоминать совсем. Но только не притягивать нарочно за уши малоинформативным, сумбурноватым эпизодом.

4.Что понравилось
Если снова вернуться к «Легенде» и сравнить две манеры съёмки, сравнение снова будет не в пользу «Движения». Да, картинка эффектная, динамичная и яркая. Много людей, много движений, визуальная цыганская пестрядь (возможно, стилистика?). Человеку, далёкому от спорта, ничего не понятно… Мельтешение, сумбур и рапиды, рапиды, рапиды… И мне, всё-таки, казалось, что на экране современный баскетбол. Не знаю, откуда у меня подобное ощущение. По технике нет претензий. Картинка эффектная, яркая, местами пёстрая. Не буду более блох искать – они сами, по-честному, не прячутся. Картина состоялась.

Как говаривал старина-Мюллер, запоминается последнее слово. Так, чем ярче, чем жирнее и значительнее будет поставлена точка в финале фильма, тем ярче и значительнее будет произведённый лентой эффект.

5.«Наши песни носим в сердце с колыбели…»
Кодой к «Движениям» представлены документальные кадры с, как нельзя более уместными, «Героями спорта» в исполнении Магомаева. Отсюда, как следствие, -  воодушевление в зрительном зале, аплодисменты и восторг. Обычная спекуляция, но спекуляция высокими понятиями вроде бы уже и не выглядит таковой. За эту громкую финальную коду и прячутся создатели фильма, ею маскируют недостатки ленты. Это заведомо беспроигрышный вариант.

Сделана ставка на безусловные рефлексы. Зритель слышит, зритель смотрит, зрителя переполняет гордость. Зритель голосует сердцем и рублём. В состоянии же крайнего воодушевления, наступающего ближе к финалу, трудно отдать себе отчёт, что на экране – картина средней, по большому счёту, руки. Ведь лента, способная вызвать прилив сильных положительных эмоций просто не может, не должна быть таковой по определению…

На фоне, в хорошем смысле, вала спортивных картин времён СССР, несущих обычно, a propos, ещё и мощнейший воспитательный посыл, картина бы, в лучшем случае, затерялась бы, кабы ни не прошла б незамеченной.

Ну, и хорошо, что зрители не отдают себе подобный отчёт. Оставим этот хлеб себе. Пусть. Пусть мораль фильма воспринимают, как «мы сильнее всех, мы лучшие, «какой восторг»». Если нечем гордиться в настоящем, пусть знают и не забывают о победах прошлого. Хотя, опять же, ради такого эффекта лучше посмотреть хроники, а ради чего затевался этот фильм? «Что» - мы увидели. «Как» - определили. «Зачем» - каждый решит для себя сам.

На очереди фильм о Льве Яшине…

А лучше всех и достовернее всех были ни Машков и ни Смоляков. Лучше всех была некто Курдюбова.  Ерёмина у неё получилась просто замечательно. Чётко, точно и, главное, узнаваемо!

Забавный эпизод с уличными ниггерами-баскетболистами и выводами, которые те сделали из увиденного на свой счёт.
Tags: брюзжание, кино и ТВ
Subscribe

  • Михал Михалыч 2005-2021

    Я спросила парня, который спас котёнка, как его зовут и можно ли назвать котёнка в его честь. Так бездомный малыш стал Михал Михалычем. А парни…

  • У меня умирает кот...

    Прямо сейчас. Лежит за стеной, на столе, на кухне и умирает. И ничего нельзя сделать потому, что ему шестнадцать лет и куча всякой хроники. Врачи…

  • «Т»&«П»

    Мгновения, как мы знаем, раздают всем сестрам по серьгам. Развивая тему из того же источника, можно легко прийти к тому, что из мгновений ткётся…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments