kineska (kineska) wrote,
kineska
kineska

Categories:

«Смерть Сталина»: краткий курс по скоростному переобуванию в процессе подковёрной борьбы.

Не так давно, разбирая понемногу фильм Огородникова, я сказала, что фильмы о той эпохе должны быть прежде всего о страхе. Сделав страх главным действующим лицом, вполне можно обойтись от бесконечных иллюстраций и реконструкций, в которых толпы «сталинских опричников» врываются в мирно спящие квартиры, а улицы с наступлением темноты заполняют колонны чёрных «воронков».

И фильм Огородникова только выиграл бы, если бы режиссёр не тыкал бы постоянно своего зрителя носом, как нашкодившую кошку, в «страшный террор», «бесчеловечный режим», «реки крови
». Куда сильней стал бы фильм о том, как людей валил их собственных страх. Ведь именно об этом шла речь.

Вот этот-то мотив, мотив страха, присутствует в «Смерти Сталина». Фильм о страхе, пронизавшем всё общество. И о борьбе за власть, в высшем эшелоне которой разворачивается действие.


Что верно по сути, может показаться не слишком уместным по форме. Чуть поменьше бы клюквы, чуть побольше бы этики и такта и немножечко хорошего вкуса бы сюда… Но не в западной традиции изображать нас как-то иначе, а уж тем более учитывать нашу ментальность и щадить какие-то «чувства». Там иное понимание смешного  (там появился «Монти Пайтон»!), там сатира выглядит более грубо, цинично и остро.

Это  не комедия. И трагикомедией назвать всё это вряд ли можно.  Это вполне-себе крепкая и злобная политическая сатира. Сатира вообще красивой и чистенькой не бывает. К тому же, как известно, даже презирая своё отечество с головы до ног, мы резко становимся патриотами, как только на «наше святое» покушается иностранец. Замечено ещё Пушкиным. Но неужели англичане придумали и сказали какое-то «новое слово»?! Не нравится Сталин, плавающий в моче? А у Германа он умирал на клумбе фиалок?! Мало мы сами лили дерьма на собственную историю, когда занимались «разоблачениями преступлений советского режима»? А, ведь, «это наша с тобою земля, это наша с тобой биография». Во, какие пятна теперь на этой биографии! «И их ничем не смыть!»

Разбрасывать камни просто. Гадко становится, когда чужой камень летит уже в тебя, а ответить нечем. Общество, кажется, до сих пор не готово начать, наконец, созидать.

«Смерть Сталина» - фильм умный и грязный. Но и судьба сатиры – не розы нюхать. Никогда этот жанр у нас в почёте не был. Слишком много «запретных тем» и с каждым годом возникает всё больше и больше. Да и восприятие смешного в целом ряде случаев не совпадает. Хотя, игра в «испорченный телефон» у гроба и предложение при этом «Хрущёва» «Маленкову» поменяться с ним местами, довольно забавно.

Фильм тонет в обилии текста при почти полном отсутствии действия. Вся «соль» - в словах. Тональность же «юмора» несколько монотонна оттого, что бьёт постоянно в одну и ту же точку, на одной высоте, вертясь вокруг одних и тех же немногочисленных тем: арестов, убийств, лагерей. Небольшие вкрапления юмора «туалетного» ситуации не спасают.

Однако подобные издержки полностью покрываются крепкими актёрскими работами. Роскошен «Берия», хорош «Хрущёв».

Каждый видит то, что ему ближе. Кто-то – плаванье в моче, а кто-то – «глумление над нашей историей». И то и другое в фильме есть, но это ли главное?

Увидеть в этом фильме только издёвку – всё равно, что сложить впечатление о нём по рекламному плакату. Потому, что суть лежит под толстым-толстым слоем «пены», которую необходимо тщательно обдуть.

Что же так всполошились представители нашей культуры от элиты в верхах? Не могла же ни с того, ни с сего, достаточно проходная (таких немало лепилось на западе и в 70-е и в 80-е годы), картина стать таким событием, что шум вокруг неё не утихает уже не одну неделю! Видимо, лента попала в точку. Как ни крути, но на экране то, в атмосфере чего живут они все там, наверху, улыбаясь друг другу в глаза. Не отдышаться в такой атмосфере, ни надышаться перед грядущим. Это же ждёт страну в скорейшем времени и, в чём кое-кто прекрасно отдаёт себе отчёт. Нет повода бояться?! Есть повод запретить картину.


Вот жеж парадоксальная ситуация! Ни возмущения, ни негодования у меня этот фильм не вызвал. И, притом, что не вызвал, назвать его тем самым, талантливым антисоветским произведением, о котором «мечталось» мне в одной из предыдущих записок, не могу. Антисоветским могу, а талантливым – увы… Но посмотреть ленту определённо стоит!

Tags: кино и ТВ
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments