kineska (kineska) wrote,
kineska
kineska

Categories:

Четвёртая стена

Я не сторонник «четвёртой стены». Как бы ты ни тужился, не демонстрировал, насколько ты абстрагирован от зрительного зала, ты подчеркнул бы только, что ты плохой актёр. Потому, что на театре происходит не просто действие, но взаимодействие актёра со зрителем. Оттуда, из тёмной, и не всегда тёмной, бездны партера идёт мощнейшая волна. Как правило, доброжелательная. Там люди, что пришли приобщиться и ты не должен их разочаровать. Твоё дело вызвать у них адекватную эмоцию. Это проще прочувствовать, чем объяснить. Когда ты на сцене, какой-то чёрт подхватывает тебя в твоём священнодействии и ты уже не ты.

Я не сторонник «четвёртой стены», но я за неё. За проницаемую, дышущую, живую. За стену, подобную черте, за которую нельзя переступать ни одной, ни другой стороне. Могут быть редкие исключения, когда к реплике подразумевается ремарка «в зал» или некоторый «интерактив». Когда мой приятель Сашка П. спускался со сцены в зал допевать там свою арию и, целуя ручки зрительницам, сидящим у прохода, проходил так через весь зал к выходу, те пищали от восторга. Впрочем, к ним в театр, случалось, заходили и «культпоходчики», неподготовленные зрители, что активно комментировали происходящее на сцене, гы-гыкали между собой и подавали реплики актёрам. Но ребята сами понимали, что обязаны таким поведением зрителя исключительно слабенькой режиссуре и вели себя достойно, не реагируя на подобные провокации.

Все мы прекрасно знаем, что театр вышел из площадного балагана. Неискушенная публика могла задирать того же Петрушку, а тот – давать им порой ещё более острую обратку. Но тут «правила» задавала сама форма балагана. Нельзя, невозможно, чтобы окультуренный, ограждённый тремя стенами и виртуальной «четвёртой стеной», поднявшийся над толпой на высоту сцены, театр снова превращался в балаган. Как нельзя, как невозможно, чтобы четвёртая стена превращалась бы в металлическую решетку, чтобы не допустить провокаций, как с одной, так и с другой стороны, равно, как и «заступа» одной половины зала на территорию другой. Нельзя, немыслимо, несмотря на случаи, многократ расписанные в произведениях сатирической прозы, чтобы актёр вступал в диалог, а тем более в перебранку или драку со зрителем. Ну, и, если уж провокация возымела действие, нельзя, невозможно выйти на время перебранки из образа, чтобы призвать публику к порядку и поставить на место «гражданским» способом, а потом вернуться обратно в роль.

Я не  сторонник «четвёртой стены». Но обе половины зала должны ощущать это, как табу. Есть вещи, перешагнув через которые, очень сложно войти назад.

Да, зритель может чего-то не расслышать. Но это не повод тут же предъявлять претензию актёру. Ремаркой в пьесе может подразумеваться «невнятная речь». Может быть, сам зритель плохо слышит, плохо работает его слуховой аппарат, в зале шумно. Может иметь, наконец, место, плохая акустика. Или профнепригодность самого актёра. Такое тоже бывает. И далеко за примерами ходить не надо. Есть такой актёр Д., до недавнего времени, из театра им. М., которого не слышно далее четвёртого ряда, а, если бы даже и было слышно, было бы всё равно ничего не понятно, ибо «каша». Но у артиста Е., чей случай уже который день обсуждает сеть, с голосом и дикцией-то всё в порядке.
Безусловно, как персонаж, артист Е. – явление малосимпатичное и довольно уродливое, не смотря на безусловное дарование.  И его выпад во многом объясним и блестяще обыгран. Однако неправы были обе стороны.

Не всуе их вспоминать, но мне сложно представить, чтобы подобная ситуация сложилась на спектакле великого Н. К. Черкасова, Н. К. Симонова, А. А. Попова. Те просто не дали бы к ней повода в силу высокого профессионализма и общей культуры. Примерно с тех же позиций выступал и их зритель.

В общем, в данной истории все хороши. Бывшая прослойка, за период с 1991 по нынешний годы, так основательно подкисла, что растеклась и смешалась окончательно с обоими слоями «свободного общества», став плотью его от плоти, кровью от кровью, грязью от грязи и т.д. Не к культуре зрителя тянем, но сами за его деньги споём и спляшем, что он закажет. Ну, а как ещё? Как иначе жить в обществе со смещёнными приоритетами, если ни соответствовать?

Ефремов1.png
Ефремов2.png

Я не сторонник «четвёртой стены», но сегодня она нужна, как никогда.
Tags: "тяжела и неказиста", welcome, брюзжание, интернет, искусство, картинки, люди, размышления, театр
Subscribe

  • Чёрт бы побрал эти чёртовы смайлы!!! 👹

    Пообщались в чатике с незнакомцем. Всё нормально. Он адекватный. Знает буквы и слова. Каждый раз обременяет написанное смысловой нагрузкой. А в…

  • «... веют над нами...»

    А, что, сегодня, действительно, гудели сирены?! Я не слышала. И много ещё, кто, в разных районах города не слышал. В общем, с уверенностью могу…

  • «Т»&«П»

    Мгновения, как мы знаем, раздают всем сестрам по серьгам. Развивая тему из того же источника, можно легко прийти к тому, что из мгновений ткётся…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments