kineska (kineska) wrote,
kineska
kineska

«Главный» на «Общественном»

Я никогда не стеснялась признаться, что смотрю ТВ. Дивный карманный паноптикум, ненавязчиво присутствующий в твоей жизни; от которого можно легко абстрагироваться одним нажатием кнопки пульта, в отличие от ситуации, когда он окружит тебя вдруг в реальной твоей действительности. Эдакий «Городок  [гарАДОК] в табакерке».

Сегодня мне попалось краснокнижное нечто! Нет, поделок такого сорта у нас выпускается немало. Собственно, ничего другого у нас, просто, не выпускается. Просто не каждая способна ввести меня в заблуждение. А эта поначалу ввела!

Вначале мне показалось, что на экране пародия. Ну, что-то из тех, что лепили некогда в, не к ночи будь помянута, «Большой разнице». Потом я допустила предположение, что на экране дешевая зарубежная клюква про времена СССР. Однако что-то «царапнуло» так, что я полезла смотреть, что за выродок «самородок» взялся за освещение серьёзной темы в жанре комикса. И я была, поистине, вознаграждена! Как пели ВИА «Круг»,

«Это Кара-Кара-Кара,

Кара-Кара-Кара…»

Всё тут же встало на свои места!

Юра, мы всё…

Юра, - позволю себе такое обращение, поскольку, именно так мы были однажды представлены друг другу, - конечно, мы, если не всё, то очень многое, как говорят итальянцы, prosralli в нашем кинематографе, безусловно! Но так откровенно козырять этим фактом, тем более Вам, ученику Герасимова, мягко говоря, неэтично и неприлично!

Что есть что

По форме изложения фильм предельно прост. События перечисляются в линейной последовательности. Именно перечисляются, как в телевизионных реконструкциях того же, не к ночи будь помянут, НТВ.

Истории, кстати, известны случаи талантливой кинореконструкции. Высокохудожественной реконструкции, вошедшей в Золотой фонд мирового кинематографа на все времена. Это, снятые по сохранившимся протоколам допросов «Страсти Жанны Д’Арк» К. Дреера. А достигнут высокий уровень был рядом «сущих мелочей»: чётко выписанным сценарием, грамотной режиссурой, камерой Матэ, ансамблем с Симоном, Арто, Фальконетти… Всего три условия, и получается шедевр. Что мешает хотя бы одним из этих условий воспользоваться, спустя почти сто лет, нашим, отечественным кинодеятелям?

Идеи у фильма нет: жанр комикса не предполагает столь сложных задач. Сформировать отношение к героям, равно, как и понять, что за герой перед тобой на экране, также довольно затруднительно. И это притом, что ранние ленты режиссёра хвалили именно за удачный подбор актёров, ибо более не за что. Здесь же впору вновь аргументироваться «Большой разницей», где искусство портретного грима применено существенно шире, нежели в данном кинопродукте. Более того, в кадре совершенно спокойно действуют по два, по три представителя одного типажа, да, вдобавок, и похожих друг на друга, что на мой взгляд категорически недопустимо!

Кто есть кто

Зрителю предлагают сыграть в «угадайку». Мне проще – я знаю историю.

Но вот эпизод. Генеральный конструктор навещает претендентов на космический полёт в общежитии (?). Оба встают навытяжку. Один - статный, высокий, всё время улыбается. Второй – маленький, печальный, невзрачный и, судя по всему, еврей. Тут уже можно примерно предположить, кто из этих двоих полетит. А вот, до  того, что один из них Гагарин, а второй – Титов можно только домыслить логически.

С остальными персонажами – такая же история. Брежнева можно отличить от Королёва только по бровям, которые, к слову, у реального Королёва, также были достаточно богаты. И по тому, что актёр, исполняющий роль Генсека, пытается что-то характерное при этом играть. Актёр, исполняющий роль Королёва играть даже не пытается, ибо тот по сценарию – схема, а не живой человек. Из тех же примерно фанеры, картона и опилок слеплены образы остальных персонажей.

Я знаю, знаю про портретный грим! Я знаю и про «внутреннее состояние актёра», которое значит в каждом конкретном, но не в данном, случае больше, чем внешнее сходство и т.д. Я не сомневаюсь, что внутренний потенциал великого Черкасова позволил бы ему сыграть Полежаева и без грима. Однако, помимо внутренней подачи, необходима и внешняя передача. Есть ли смысл совсем отказываться от грима тридцати пятилетнему артисту? Никому бы и в голову не пришло!

И, если условному депутату Балтики не требовалось абсолютного портретного сходства с Тимирязевым, как его реальным прототипом, то сходство и грим важны при воссоздании на экране образов реальных исторических деятелей. Важны! Важны!!! Тем паче, что искусству фотографии уже более ста лет, а искусству живописи и парсуны – и того больше. Такой простор для создания портретного сходства! А, чтобы не выглядело всё, как на шоу ряженых двойников, так на то и артисты. Их много. Они разные. Их каждый год в одной только Москве уже более пяти заведений выпускает. Почему бы не воспользоваться эдаким разнообразием?!

Удивлять-не-удивлять

«Чем удивлять будете?» Пусть говорят, что «удивлять» - порочный принцип. Удивлять зрителя нужно. Необходимо. Он приносит в зал свои эмоции, которые мы обязаны из него вытащить. Причём, адекватные тому, что происходит на экране. Нельзя, чтобы зритель вышел из зала индиффирентным. Хотя, в целом ряде случаев, лучше пусть выходит индиффирентным, чем возмущённым бездарностью увиденного и сожалеющим о потерянном времени и потраченных деньгах.

Даже в абсолютно бесхитростной, безусловной истории можно отыскать необходимый «манок», на который откликнется зритель.

И создатель «Главного» тоже умеет удивлять. Меня, например, удивляет, как он умудряется во всевозможных эфирах говорить умные и правильные вещи (за редким исключением) и, при этом, делом сеять обратное. Лучше бы уж наоборот, честное слово. Я понимаю, что тогда получится ещё один грымов, а тут от одного-то уши вянут. Но новый-то получится с хорошим образованием!

Tags: брюзжание, кино и ТВ
Subscribe

  • Петрушка!

    «Если вставить в музее плачущего большевика…» А верующего большевика следует выставлять в цирке. «Атеизмом, - заключил в…

  • Два эстонца и одна губная гармоника

    «Маленький реквием для губной гармошки» Таллинфильм 1972 год История о том, как два эстонских парня заблудились во времени. Фильм с…

  • «everybody eat fromage...»

    Oh, la la! Песенка-речевка (oder franzosisch rock&roll?!)! C'est superchouette! А барышня, кажется, Карла Бруни. Уехала с Карлом…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments