kineska (kineska) wrote,
kineska
kineska

Category:

Тезисы. Сила и слабость звучащего слова

Вчера случайно попала в сети на текст о звуке в кино, а сегодня найти его не могу. Причины любых диссонансов ищу, как правило, в себе. Даже было время, подозревала, что нас учили неправильно, чего, в принципе, быть не может ни-ког-да! Да!

Другой бы, может быть, перво-наперво подключился бы к дискуссии, поспорить дабы с теми, кто пытался уличить Эйзенштейна, Пудовкина и иже чуть ли не в ретроградстве в пику прогрессивному звуковому кинематографу; я же полезла в «Поэтику киноискусства» Е. Добина. Исключительно, за аргументами. Но плюнула на это дело – зачиталась. Первая глава на две странички, но там – все ответы к любому пункту дискуссии. Почему-то, вместо того, чтобы изучать предмет, мы берёмся рассуждать о предмете. Кого мы пытаемся порой перемудрить или, как в данном случае, на кого пытаемся замахнуться?


Контрапункт – термин музыкальный. Но он же и термин в лексиконе кинематографистов. И позиция Мастеров была не «шизоидной», с намеренной подменой звука под изображением (кстати, этим приёмом довольно удачно пользовались некоторые комедиографы, в частности, Л. И. Гайдай). Речь шла о том, чтобы новшество, звук, не «тупо» тащилось бы за происходящим на экране, не дублировало бы изображение, а дополняло бы его, как точный нюанс, как красочный оттенок или акцент в живописи, как интервал или звук в аккорде.

«Голубой Ангел» - программный фильм первых лет существования звукового кино. Иллюстрация первого периода, когда «прогрессивные режиссёры», порой бездумно, с головой бросались в новшество, наполняя звуком каждый кадрик (см. фаза движения), из-за чего кино порой превращалось в настоящую звуковую помойку. «Ангел» получился излишне шумным, хотя, кино-то довольно неплохое, как и абсолютное большинство немецких картин 20-40 годов.

А, то, что и в немом кадре звук может быть слышимым и, более того, видимым, почти осязаемым, доказал А. Довженко в знаменитой сцене с выстрелом в «Земле».

«Александр Невский» существует вне жанров. За определения «исторический», «батальный», «военный», «приключенческий», надо бить кирпичом по голове. Хотя и «визуальная опера» звучит странновато. И никому в голову не придёт никогда и, полагаю, что и не приходило расставлять массовку в кадре, как ноты на нотоносце. А Эйзенштейну пришло. И, чёрт знает, какая химия возникает при этом на экране! Музыка становится не только слышна, но и видна, осязаема. Она становится тождественна изображению. И монтажно картина отчасти строится по музыкальному принципу, с рефренами, затактами, паузами и т.д..

Про «Огни большого города» и позицию Чаплина в отношении звука в кино, полагаю, нашему зрителю, лучше разбирающемуся в Голливудских, нежели отечественных продуктах, известно. Своё отношение к звуку Чарльз Спенсорович ярко проиллюстрировал в прологе к ленте. И упор на то, что его Бродяга никак не мог вдруг взять, и заговорить в кадре, мне кажется, был всего лишь прикрытием некоторой несостоятельности мастера. Немного поклонников у его звуковых картин.

А вот массивный Хич вписался в звуковой кинематограф с филигранной точностью! Некоторые фильмы его органичнейше сочетали обе эстетики.

Да многие мастера обращались к эстетике немого кинематографа (Хамдамов, например) уже в эпоху, оголтелого звука. Был у немого кино особый, неповторимый шарм… Хотя, не в одном шарме дело. Это особая выразительность, которой следовало добиваться тщательным построением каждого кадра, каждой монтажной склейкой и переходом. Тот кинематограф звали «Великим немым», нынешний сухо именуется «аудио-визуальным искусством». В связке «аудио» вынесено вперёд, полагаю, исключительно ради удобства произношения, однако, горькая доля истины заключается в том, что «аудио», звук, «подвинул» и потеснил видеоряд.

По сей день, чем меньше «болтовни» на экране, тем ценнее фильм. Он и зрителя приковывает к экрану, благо звук отступает с первых позиций, выводя на авансцену действие, как в былые далёкие времена.

Одно из первых учебных заданий на режиссёрском факультете – этюд на вынужденное молчание. С этим не справляется почти никто. Всех тянет «на поговорить», при этом студенты чаще забывают именно о действии, в то время, как суть задания кроется именно в оправдании молчания действием и обстоятельствами, которыми вызвано это молчание.

А вот заявки на немое кино Мастер сразу же заворачивал.

В годы моей учёбы любителям «болтовни» на экране в шутку советовали идти на радио. Телевидение тогда ещё не было таким агрессивным конкурентом большого экрана. А оно-то требует звука т.к. приходит в дома, где люди не отводят, как правило, некоторое время специально на просмотр фильма, но занимаются, a propos, своими делами, готовят еду, убираются, едят, вяжут и т.д. Но обратите внимание: стоит возникнуть паузе, человек тут же бросает свои дела и приникает к экрану.

Монтаж родился из технической необходимости: ролик плёнки в аппарате заканчивался очень быстро. Оператор, переходя с камерой с объекта на объект, в проявке получал довольно занятные результаты. Панорамирование стало следствием необходимости выхода за рамки ограниченного кадра. Камера встала на тележку, появился поворотник у штатива. Потребовалась и более качественная оптика. Позже трансфокаторы позволили «приближать» и «удалять» объект, не трогая камеры с места. А вот, заговорив, «Великий немой» лишился весомой доли собственного величия. «Великим звуковым», как позже «Великим цветным» и «Великим цифровым», он уже не стал, как вряд ли станет когда-либо снова «важнейшим изо всех искусств».

Новые обстоятельства потребовали тщательного пересмотра прежних форм. Именно о формах подачи визуального материала в новых, звуковых, обстоятельствах, и говорили великие Мастера. Всё творчество Эйзенштейна, по сути,  - один грандиозный киноэксперимент над формой. Он, создатель современного киноязыка, успешно разрабатывал и новые формы гармоничного сосуществования в едином кинополотне действия, изображения и звука, а, позднее, и цвета.

В общем, это всё – мои тезисы. А читать надо, конечно, Добина. И смотреть Мастеров.
Tags: Эйзенштейн, брюзжание, интернет, кино и ТВ, литература, мастер, мемуар, мир кино
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments