kineska (kineska) wrote,
kineska
kineska

Categories:

Б.Б.: На фоне Довлатова снимается семейство...

На фоне Довлатова снимается семейство… Получается неплохой такой Б. Б.

Б.Б. не в плане двойного возгласа, выражения сильной эмоции (как правило, негативной). Сразу оговорюсь: негативных эмоций фильм у меня не вызвал. Он не вызвал у меня вообще никаких эмоций. Это не снобистская, но чисто субъективная реакция: я не люблю попсу.

Б.Б. не в плане «Охоты на Снарка». Хотя, что-то общее тут прослеживается, а «я без слуху и духу тогда пропаду и в природе встречаться не буду», вполне потянуло бы на эпиграф всего кинопродукта.

Б.Б. даже не Брижжит Бардо. Хотя и тут можно притянуть аналогии: жена-режиссёрша – его Роже Вадим, а он, соответственно, её муза. А, что плохого в семейном бизнесе?!

Б.Б. – просто Бенефис Безрукова. Здесь он играет и поёт, продюссирует и курит, пьёт и бормочет невнятно Довлатовские тексты… И всё – на фоне, всё-таки, Пушкина. Довлатов остался где-то на обочине. Дальше – расчерченное поле, а за полем – уже не его произведение. Другая эпоха, другие ритмы, другой герой, хотя тоже пьющий. И с этим героем на одном поле предстоит просидеть зрителю около двух часов. А, при таком раскладе, лучше книжку взять…


Перед нами яркий образец «соавторства» кинематографистов и писателя. Но - яркий образец того, когда конструкция явно выступает за пределы литературного фундамента, рискуя обвалиться в критический момент, однако, не обваливается и стоит достаточно крепко. Стоит крепко, однако первоисточник под ней уже не виден. Более того – он уже и роли особой не играет, представляя текстовую ценность исключительно для ценителей творчества писателя и желающих сравнить.

Не являясь ни знатоком, ни поклонником творчества Довлатова, но, на основании того немногого, что попадало в поле моего зрения, я, всё же, прихожу к, возможно, несколько несвоевременному и скоропалительному заключению о том, что Довлатов пишет достаточно широко о довольно узких вещах. И эта широта создаёт «эффект крупного прозаика». Каким он, опять, же, рискну предположить, ни разу не является.

Но он интересен! Самобытен. Оригинален. Мне нравится его тон, его отношение к жизни, его юмор. Всё, за что ухватился в своё время Говорухин и вытянул, переведя на внятный экранный язык, «Компромисс», вылившийся в «Конец прекрасной эпохи». И надо сказать, избранный режиссёром стиль, эдакий ироничный, ненавязчивый нуар, идёт к Довлатову! Говорухин, нащупав стилистику, вытянул настроение и ауру. Вытянул тональность писателя.

«Пушкин. Виски, Рок-н-ролл». Хотя, я бы сказала, попса, но это уже не важно. Приведённый слоган – второе название фильма. Прежде, при подаче заявки, от режиссёра требовалось сформулировать идею фильма. Идея данной ленты вполне укладывается в озвученную концепцию. Пушкин присутствует. Виски – в больших количествах. Рок-н-ролл, хотя, я бы сказала, попса, - тоже. Герой, перенесённый из конца неторопливых семидесятых в бурный ХХI век, живёт уже по закону и канону нового времени, попутно сменив имя и род занятий, но не изменив пристрастиям.

Герой Довлатова – писатель. Писатель пьющий. Обозначить на фоне толпы писателя сложнее, чем выделить музыканта. К тому же музыкант может пить просто потому, что он музыкант. Пьянство же писателя образца начала ХХI века необходимо как-то обосновать. И это – главный, главнейший диссонанс фильма.

Интеллигент, а, тем более, творческий интеллигент Советской эпохи пил по совершенно иным причинам, нежели современник. «Творческий кризис» советского интеллигента обуславливался внутренней опустошенностью. В образовывавшиеся пустоты заливался алкоголь, но не заполнял их. Интеллигент орал, что ему душно и тесно здесь, что он задавлен системой, что он не оценен по заслугам и ему страшно не повезло, что он родился здесь и сейчас. Обречённый самим ходом истории и развращённой своей природой, развитый интеллект субъекта, подвергая критической оценке все недостатки окружающей среды, даже для себя ничего не предлагал взамен потому, что обычно толком не мог сформулировать, чего ему для самореализации нужно. И субъект оставлася ныть и «страдать» под «тоталитарным гнётом», живым доказательством несостоятельности претензий прослойки на роль мозга нации. «Метущаяся душа» не искала выхода из замкнутого круга, а, в конце концов, нередко просто уезжала контрабандным грузом внутри подорванного алкоголизмом тела куда-нибудь на ПМЖ. И кипела уже там, продолжая «просить чего-то», сама не ведая порой, чего и зачем.

Зачем пьёт современный творческий россиянин? Ну это, как бы, традиция такая… Все музыканты пьют. Иногда творят. У немногих даже бывает подвешен язык. А у отдельных единиц он бывает ещё и довольно остро заточен. Писатель начала XXI века? Как говорил герой другого известного фильма, «это не актуально». Музыкант актуальнее. Живее и ярче. Эмоциональнее – весь внутренний мир его на поверхности, а его песни могут быть озвучены перманентно и служить чем-то вроде личностного манифеста.

Итак, нагора имеется музыкант. Пьющий. Безработный оттого, что пьющий. В творческом кризисе.

Музыкант сбегает из дому, где семья уже не семья, жена с первых кадров готовится к отъезду за рубеж. Самое время найти работу и взяться за ум, что главный герои и предпринимает. Далее ему попадается «тот уголок земли», где, неким чудом удаётся закрепиться и, пусть не изгнанником, но экскурсоводом провести N-ное количество времени.

Уголок дивный, оживлённый. Посетители его – гламурная публика, проявляющая небывалый интерес к фигуре Пушкина, которая и сама ходит тут же, среди народа, в виде аниматора с лицом нахала гм... ну, пусть будет, лицом, Куценки. С нею снимаются, на фоне абстрактных павильонов и объектов делаются вечные селфи. Тут же общепит и торговля сувенирами. Зонтики, маечки… Балаганная пестрядь. В такой-то обстановке герой обретает вдруг душевное равновесие и вновь начинает творить. Попса, как говорится, – к попсе.

Всё достаточно просто, современно, весело, ярко и живенько. Элегантно опущены интеллигентские страсти по неформулируемому и мытарства тонко организованного нутра под гнётом «ненавистного совка». Вещь получилась достаточно лёгкая и органичная внутри себя. Но ни разу не Довлатовская.

Жанровые рамки установить также довольно сложно. Это не комедия, не мюзикл, на социальную драму также не тянет. Бенефис. Как есть бенефис.

Наверное, каждому времени свой «Заповедник»… Хотя, кто решает? Век, что ли, расшатался бы, если бы ни литературного, ни киношного, его не было бы вообще?! Молодёжь охотнее откликнется на пестрядь с песнями и танцами, молодыми гламурными экскурсоводшами и Безруковым. Тут вопросов, в общем-то нет. Хотя, один, возникает… И то не по сути. Группа из скольких экскурсантов в состоянии была бы дотащить на вершину холма тушку Семчева? (Кстати, не последним ли фильмом Полоки было навеяно приглашение артиста на эту роль?).

Техническая сторона у меня, как у представителя старой школы, вызывает массу нареканий. Очень много «ни о чём». Ни о чём вечные панорамы, точно у операторского крана не фиксируется стрелка и камера постоянно куда-то ползёт. Это сейчас модно. Но за этим легко скрыть неумение организовать мизанкадр. То же скажу о «многозначительных» отъездах-укрупнениях. Кроме того, что оператору выдали хороший трансфокатор, это тоже не говорит ни о чём. Мелкий монтаж. Не клиповый, но, я бы сказала, шизофренический. Если таким образом решалась задача передать нервозность и раздёрганность внутреннего состояния героя, то он может быть оправдан. Однако, подозреваю, это также уловка ради привлечения внимания молодого зрителя, который, как африканская лягушка способен воспринимать только ярке и движущиеся предметы. Я не сторонник железных правил, но монтировать общий с деталью, всё же, не comme il fault. Укрупнение детали всегда акцент на эту деталь. Бессмысленное же акцентирование просто ради «красивости кадра», в частности, и превращает клиповый монтаж в шизофренический.

На экране много раскрученных персон, некоторых из которых знаю даже я, хотя по имени – не всех. «Здравствуй, племя молодое, незнакомое», я ваша тётя. Приехали.


Всё – для кассы. Однако, как говорили в моё время, всё мимо кассы.
Tags: кино и ТВ
Subscribe

  • Liberte, liberte, cherie, combat 'contre' tes defenceurs!

    А всего-то и надо, что возродить старый добрый санпросвет. Чтобы специалисты на местах простым языком, доходчиво объясняли людям, что, к чему и…

  • Exegi...

    Колпакиди с блестящим сарказмом прошелся по современному монументальному искусству, воздав должное и системе, воздвигающей этих идолов, по-сути,…

  • У нас и левая оппозиция какая-то левая...

    Перефразирую: "Дядя Саша, хороший и пригожий, дядя Саша всех юношей моложе". Даже дядя Саша уже не такой острый. Притупился. Но глаз…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments