kineska (kineska) wrote,
kineska
kineska

Category:
  • Location:
  • Mood:

Про попа и попову дочку

Художественное произведение часто предполагает некую позицию автора по теме, которую освещает. Зритель может соглашаться с этой позицией, либо не соглашаться. Главное – он не должен выходить из зала равнодушным. Автор же может и умышленно отстраниться, оставив открытый финал, допустив двусмысленную развязку и пр., тем провоцируя зрителя на выражение собственного отношения к происходящему на экране.

В чём угодно другом можно отказать режиссёру Хотиненко, но только не в умении чутко откликаться на голос конъюнктуры. Его «Поп» был заказным проектом РПЦ, благословленный заказчиком же. С художественной точки зрения картина получилась довольно заурядная и невыразительная. За исключением, быть может, пары актёрских работ.

А вот с содержанием можно было бы «поиграть», меняя вектора в разные стороны. Это не менее интересно, чем, изучать фамильные портреты. Стопроцентно поверите в «переселение душ»!
Меняем героя на героиню. Пусть это будет, скажем, поповна или молодая монахиня. Обстоятельства оставляем те же. Обида на Советскую власть (обиженность Советской властью), Отечественная война, окормление военнопленных, сотрудничество с подпольем, арест. Ещё можно поменять православие на униатство. Главное – меняем плюс на минус. Чтобы сотрудничество с врагом (а, чего греха таить, ведь было?!) стало явным. Чтобы, если герой весь фильм, не меняясь, придерживался всего одной линии и игрался одной краской, то пусть, под влиянием внешних обстоятельств меняется постепенно, перестраивается мировоззрение молодой героини. Это куда интереснее и сложней! И финальным штрихом усиливаем прорелигиозную направленность «Попа» на возможность зрителю самостоятельно сделать выводы по поводу увиденного на экране. Получаем чистый синопсис «Иванны» 1960 года (реж. В. Ивченко).

У фильма «Иванна» сложная судьба и история. А какими эпитетами его ни награждали только современные киноеды! Он и пропагадистский, и  скандальный. Но минуту! Добрая половина исследователей награждает ровно теми же эпитетами и «Попа»! Только с иным вектором отношения.

Благословившая Хотиненко на профессиональное деяние, церковь в основном отнеслась к конечному продукту скорее положительно, нежели нейтрально.

По «Иванне» церковь прокатилась куда жестче. Фильм был подвержен обструкции аж со стороны папы и церковное проклятие якобы распространилось на всех членов группы, многие их которых вскоре умерли, трагически погибла исполнительница главной роли, инфаркт свалил режиссёра.

Исключается, разве что, важная составляющая: каждому отмерен свой срок пребывания на этой земле; на съёмочной площадке очень часто не соблюдаются правила техники безопасности; а режиссёр был очень пожилым и, надо полагать, не очень здоровым человеком. Так или иначе, но несколько лет назад, выдающиеся кинематографисты Украины (фильм создавался в УССР), во главе тогда ещё с Юрием Ильенко, обращались к папе с прошением о снятии церковного проклятия со всего Украинского кинематографа. Так, собственно, или иначе, но современные тенденции развития Украинского кино, тяготеют ныне к лучшим его традициям и временам. Возможно, когда-нибудь и результаты не заставят себя ждать.


(На взгляд эзотерика же, то, что произошло с членами киногруппы больше походит на порчу, нежели на действие анафемы. Не думаю, что папа занимется и такими вещами. Искали бы лучше среди своих мольфаров.)

Итак, умышленно или нет, но Хотиненко сделал парафраз, зеркальное переложение старого фильма. Кино же – искусство гуманистическое. Объектом его всегда был и будет человек. С его страстями, мыслями, деяниями. Именно человеческого начала не хватило картине. Оно потерялось за деяниями. Главный герой ровен весь фильм. Да, он непоколебим в своей вере, но это не значит, что человеческого начала в нём нет. Оно прорывается лишь единожды, при оплакивании почившей жены. Но, в основном он – схема, а не человек. В нём нет мотиваций, нет противоречий, нет даже непременного бунта слабого человеческого начала, укрепляемого верой, либо сильного человеческого начала, ограничиваемого догматом веры. Ни одного острого угла, ничего.  Как метко окрестил картину один обозреватель: «всё стерильно». Несравнимо куда более яркими и живыми на этом фоне выглядят страсти метущейся юной Иванны. С позицией авторов можно соглашаться и нет. Но только забыть картину или выйти из зала равнодушным - вряд ли.
Tags: кино и ТВ
Subscribe

  • Михал Михалыч 2005-2021

    Я спросила парня, который спас котёнка, как его зовут и можно ли назвать котёнка в его честь. Так бездомный малыш стал Михал Михалычем. А парни…

  • Из старых записей...

  • Чему удивляться?

    Я была как-то раз наблюдателем в Потылихе. Зашла в кабинку пожилая дама, закрылась шторкой. Долго шуршала бумагами – видимо, раскладывала…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments