kineska (kineska) wrote,
kineska
kineska

Category:

«Ермак» на ТВ в день РФ (спутник телезрителя)

Двенадцатого, по традиции, ТВ «рапортует» патриотическими, ура-патриотическими, квасно-патриотическими и т.д. фильмами и передачами.

С утра попадаю прямо на «Ермака». Меня брали туда играть татарку. Точнее, дублировать кого-то из неприехавших актрис на общих планах. Прямо, как это бывает в плохих сказках, буквально поймали за руку в коридоре «Мосфильма» (а я приехала с подружкой просто посмотреть) и с криком: «Так вот же она! Смотрите, как подходит!» потащили наверх по лестнице, где сидела группа. Всё решилось на уровне ассистентов.


Я была тогда дико простужена. Меня нарядили, как положено, меня привели в павильон, где меня быстро подхватили каскадёры и увели к себе, вглубь павильона, где было тепло от софитов и было набросано сено. В павильоне стояла настоящая громадная юрта, в которой сегодня, по сюжету, должны были убивать Джигурду. Джигурда в этот день был не в форме, проявляя какую-то исключительную живучесть, и, дубль за дублем, его никак не удавалось убить достойно, чтобы дубль пошел в проявку, а не в брак. Но орал он там знатно!

Пока мы были не нужны, мы сидели за юртой. Каскадёры натаскали ещё сена. Нам было мягко и тепло. Дымомашин тогда не было. Дымил пиротехник, поджигая в жестяном совке какое-то тлеющее вещество с характерным запахом, раздувая дым фанеркой. Иван, каскадёр, который опекал меня,  велел мне вдыхать этот дым. Запах у него приятный. И от него реально проходит любая простуда, и горло, и нос. Правда, маленький нюанс (информация от цирковых): если это вещество  в чистом виде попадает в самую малую ранку, человечка уже не спасти. Но дымом простуда лечится чисто!

По коридору, по павильону ходили люди восточной наружности. Их тогда в Москве было довольно мало, поэтому, собирали всех подряд и всем были рады. Тут были и армяне, и узбеки, и таджики. Работал гримёр-англичанин. Рисовал этнической массовке страшные сабельные и ножевые раны. При этом он пробовал кровавый грим на своей руке и работал, видимо, давно: на его руку было страшно смотреть. Мимо меня прошли два окровавленных инородца с перерезанными горлами. Они мирно беседовали. Ко мне начал клеиться кто-то из армян, но бдительный Иван быстро увёл меня. Я была ещё юна и неопытна, и не знала, что со многими людьми из массовки приличным девочкам общаться не следует. Но это не снобизм! В трудные годы в массовке, помимо всех искателей дешевой славы, активно подрабатывали и невостребованные артисты. Один знакомый, сам из таких бедолаг, давая возможность безработным коллегам получить свою копеечку, нередко собирал прямо-таки «звёздные» группы. Попасть в его «обойму» было нелегко! Мне подфартило.
Но я отвлеклась.

Вообще, проекту «Ермак» и повезло, и не повезло одновременно. Запускался он ещё на излёте СССР. Тогда же успели пошить костюмы и сделать много ещё подготовительной работы, когда финансирование перекрылось по объективным причинам и так перекрывалось ещё много раз. Усков с Краснопольским сделали невозможное! И ключевое слово здесь «сделали». Потому, что для настоящих мастеров невозможного в профессии просто нет.

Фильм снят достойно. Но, лично на мой взгляд, впечатление сильно портит любовный мотив. Мне хотелось видеть фильм «о доблести, о подвигах, о славе», чего, справедливости ради, в картине предостаточно. Но реверанс в угоду женской аудитории мастера сделали слишком низкий. Отчего сюжет явно теряет равновесие и, то и дело клюёт носом в банальную мелодраму. А мне хотелось бы, чтобы, как у Пырьева (читай, Сельвинского (?)):


«Но вот однажды сквозь туман и мрак
К реке Тоболу подошел Ермак.
В тот день Тобол ярился и шумел,
Теперь и волны молнией блистали,
И беспрерывно гром гремел,
И ветры в дебрях бушевали.
Но Сибирь в тот день была покорена
А племя Ермака, Хабаров, Московитин -
Все шли вперед. Мол, завершим сполна,
Уж больно был для русского завиден
Седой простор, огромный, как Луна.
И наш казак нехоженой тропою,
Пугая зверя воинской трубой,
Все шел да шел, ветрами обуян,-
И вот великая Россия пред собою
Увидела Великий океан.»

Не бог весть, как шедеврально написано, но, по сути, верно и, чтобы всё в таком духе. Без баб.

Ещё проект несёт на себе немало «родимых пятен» перестроечного кино. Ветераны кино увлеклись обнаженкой. Вчера забавно было смотреть на постоянные «замыленности», стыдливо перекрывающие разного рода и вида «прелести» актрис. Кстати, кто-то в отзывах по «Ермаку» отмечал, насколько хорошо сохранилась в этом плане одна из актрис. Я не стала никого разочаровывать тогда. Разочарую здесь и сейчас. В «голых» сценах снимались дублёрши со «спецучёта». Поясню: «спецучёт» - термин, обозначающий людей с особенностями. Сюда могут входить, как профессиональные артисты, так и типажи. Инвалиды, например, или качки, дети, люди, готовые сниматься голыми, люди, похожие на артистов внешне для их дублирования на общих планах и со спины. В карточке одной моей знакомой так и были прописаны «звёздные фамилии» актрис, которых она изображала в постельных сценах. Она же, кстати, и предстала в кадре собственной пятой точкой персоной. И лично Джигурда задрал на ней сарафан, под которым, вместо мясистых «щёчек», возникла дежурная «замыленность», по которой артист звонко хлопнул ладонью. «Зря ты так выкладывалась, Надя!» - Подумалось мне.

Вечером, расходясь после съёмок, разговорились с каким-то дядькой. Оказался художник. Не «Мосфильмовский». Сам по себе. Приходил в павильон зарисовывать костюмы и типажи. Он же и поведал мне историю создания «Ермака».

Второго съёмочного дня у меня тогда не случилось: я просто заблудилась в корпусах «Мосфильма». Это сейчас я из любой условно точки «А» легко приду в любую условную точку «Б. А тогда несколько минут нестыковки решили всё. В кадр пошла девочка из массовки. Лицо ей до половины прикрыли покрывалом, а всё ото лба, до груди, намазали коричневым тоном. Тон был, как после рассказывала девочка (она оказалась подругой моей подруги), видимо на основе ляписа. Она несколько дней вынужденно сидела дома со смуглым лицом и белым лбом, ожидая восстановления нормального цвета кожи.

Кстати, заблудиться на «Мосфильме» новичку – дело нехитрое. Во время практики (наш Мастер монтировался и делал перезапись на «МФ») двое наших студентов вышли из монтажных в буфет в перерыве и пропали. Вызвавшийся их отыскать парень, который давно снимался на «МФ» и хорошо знал студию, тоже пропал. «Больше никто не пойдёт. – Сказал Мастер. – Я и то до сих пор не всегда здесь могу попасть туда, куда надо.»

С тех пор на студии многое изменилось. На когда-то стратегический объект водят экскурсии. Коридоры, некогда кипевшие съёмочной жизнью, забиты стендами с костюмами и реквизитом. Подобно тому, как визуально замирает время и останавливается жизнь в музеях, медленно-медленно бьётся пульс «Мосфильма». Жизнь поддерживают телевизионщики. Аллея заставлена «пэтээсками»: снимаются сериалы, телешоу и прочая «сиюминутка». На бетонке много лет стоит одна и та же декорация, которая уже замозолила глаза благодарных зрителей, кочуя из фильма в фильм. Сегодня в ней кундёпают что-то из жизни Остапа Бендера. Также, много лет маячила на бетонке несчастная «Венеция» с пересохшими каналами, оставшаяся в наследство «Мосфильму» от итальянской киногруппы. Надеюсь эту декорацию ожидает её же судьба.

В саду Довженко тихо зреют никому не нужные яблоки.
Хочу на «Мосфильм»! Как в песне поётся, «здесь прожито и пройдено немало».
Tags: Мосфильм, кино и ТВ, мастер, мемуар
Subscribe

  • Ich liebe Deutsch!!!

    Ich liebe die deutsche Sprache, aber eine seltsame Liebe. Seltsame потому, что etwas Natives ist gehört. Да. Что-то слышится... Русский? Да.…

  • Liberte, liberte, cherie, combat 'contre' tes defenceurs!

    А всего-то и надо, что возродить старый добрый санпросвет. Чтобы специалисты на местах простым языком, доходчиво объясняли людям, что, к чему и…

  • Курсом на тартарары!

    С ностальгией вспоминаю времена, когда выходила на улицу без маски. Но зато я с удовольствием ношу перчатки. Это стильно. Не резиновые, конечно, а…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments