kineska (kineska) wrote,
kineska
kineska

Categories:

100 лет Alma mater

Как-то мы сидели на лекции с Володькой С. и рассуждали о правомерности присвоения нашей Alma mater имени Герасимова (или же, всё-таки, закономернее было бы Эйзенштейна?). И мы решили, что да, правомерно. Потому, что к той Alma mater, в которой учились мы, где процветали буйным цветом «творческие династии» (продолжателем одной из которых, к слову, был и мой визави), а, с введением коммерческой формы обучения, возможность поступить получил вообще, кто угодно, был бы платёжеспособен; С. М. Эйзенштейн имеет весьма опосредованное отношение. Да и весьма символично даже, что улица его имени находится за углом.

Нам ещё остались некие крохи былого величия главного киновуза страны. Коридорами ещё ходили последние корифеи,  общеобразовательные предметы читали легендарные педагоги.


Но я хочу поговорить о другом. О личном. Мне часто снится один и тот же сон. Моё поступление. Не то, через которое я уже прошла однажды. Новое. И, будто, всё решено. И, будто, надо только войти и поздороваться, напомнить кто я, что я, от какой мастерской. И вот, пора заходить в аудиторию. Но я медлю всякий раз. И всякий раз мысленно задаю себе  один и тот же вопрос. А зачем? Хочу ли я участвовать в современном кинопроцессе?

Сегодняшний, он более созвучен мировому нежели тот, по которому равнялась т.н. «старая школа», к которой и я осмеливаюсь себя причислять. Я не боюсь узнавать новое. Меня мало привлекают, в качестве заменителя традиционных художественных выразительных средств кинематографа, современные цифровые технологии, но я хотела бы их изучить. Как и "линейку", как и другие технические новшества. Я не против них там, где они оправданы! Я не хотела бы, чтобы у меня забирали творческий процесс. Съёмки – съёмками. Не забирайте у меня монтаж! Не забирайте работу над режиссёрским сценарием, создание раскадровок! Я лучше, чем кто-либо знаю, что кинопроцесс – процесс коллективного творчества. Но то, чем испокон десятилетий занималась «старая школа», отдать на откуп «продюсерам» я не могу.

Кино сегодня это – бизнес, в котором крутятся очень большие деньги. Чужие деньги, которые необходимо несколько раз откатить отбить. Этим занимаются специальные люди, призванные просчитывать последствия каждого движения на каждом этапе производства. Но не одними же денежными категориями надо мыслить! Момент искусства уходит, теснимый бухгалтерией, и место режиссёра в чёткой структуре производства, как творца, уже не первое и не второе.

Это – не прежний худсовет, собрание Мастеров, выводящих, просто-таки вынуждающих своего коллегу на создание произведения искусства.
Тогда продюсером выступало государство. Оно давало деньги, но оно и могло строго спросить с творца за потраченные деньги. Художественный совет Мастеров выступал в качестве контролирующего государственного органа. Но, прежде всего, творческого, а не счетоводски-бухгалтерского!

Я владею своей профессией. Я знаю её историю и теорию. Но в современном кинопроцессе что-то здорово приостанавливает меня. Не то, чтобы меня без остановки туда зовут, а я не знаю, как отбиться. Кстати, отбиться довольно сложно, ибо велик, велик, велик соблазн опять окунуться в профессию! Но, вместе с тем, в определённый момент ловлю себя на гаденькой мыслишке, что я не хочу… И мне страшно от этого! Знаю, может быть со стороны всё больше походит на интеллигентское нытьё и малодушие. Но вот, смотрите:

«Давайте, условимся, что /.../ будем иметь в виду только подлинное искусство и будем разговаривать о профессии кинорежиссёра, применительно к высоким задачам, которые мы должны поставить перед ним. Ведь, если бы не денежные соображения, то, между нами говоря, /.../ посредственную кинопродукцию вовсе не следовало бы выпускать на экран. И я убеждён, что при коммунизме, когда денежная система отомрёт, плохих картин ставить не будут. Убедившись, что картина получается слабая, будут вежливо, но твёрдо возвращать режиссёру снятую им плёнку «на память».

Ключевые слова здесь, на мой взгляд, это «подлинное искусство» и «высокие задачи». Насчёт «на память», Михаил Ильич, а это именно ему принадлежит приведённая выше цитата, конечно, загнул. Любое самовыражение должно происходить строго в определённых рамках (денежную систему отменят ещё ой, как нескоро!). Потому не следует отметать институт режиссёрской экспликации, где обязательна к формулировке идея будущего произведения. Потому, что творчество без идеи это уже не совсем творчество… И, если в реперных точках совпадут идеи драматурга, режиссёра и, чёрт с ним, путь будет, продюсера, тогда и произойдёт творческий акт. Утопично? Бесспорно! Не более, чем предположение Михаила Ильича.

И, всё-таки, я верю…
И, всё-таки, я вернусь!
Tags: "тяжела и неказиста", c`est la vie..., Эйзенштейн, даты, мир кино, непознанное
Subscribe

  • et tout à coup ...

    Путин кашлянул. Это вам не баран чихнул!

  • Чёрт бы побрал эти чёртовы смайлы!!! 👹

    Пообщались в чатике с незнакомцем. Всё нормально. Он адекватный. Знает буквы и слова. Каждый раз обременяет написанное смысловой нагрузкой. А в…

  • «... веют над нами...»

    А, что, сегодня, действительно, гудели сирены?! Я не слышала. И много ещё, кто, в разных районах города не слышал. В общем, с уверенностью могу…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments