kineska (kineska) wrote,
kineska
kineska

Category:

«В город пришла беда»

«В город пришла беда»
к/с им. А. Довженко, 1966; реж. М. Орлов


Про этот фильм я ранее не слышала. Сама история существовала для меня в разряде московских легенд. Мама рассказывала про художника, который привёз в Москву чёрную оспу.

Отчего-то именно эта история вспомнилась мне в связи с последними событиями и не отпускала, пока кто-то не вспомнил про фильм. И я решила, что посмотрю его. Нет, не потому, что «тема» и всё такое. Главным образом ввиду того, что здесь снимался Георгий Куликов, которого я очень люблю.

(Некогда, после заметок про обаятельных мерзавцев и комических старух, готовила постик про интеллигентов, с названием «Самый вшивый». В нём, в моём рейтинге, Куликов занимал верхнюю строку, обойдя даже Черкасова. Демьяненко был третьим.)


Жанр киноленты можно определить, как врачебную производственную драму. В город пришла беда. Возникла угроза эпидемии, но отлаженная, чётко работающая Система последовательно выявляет контактёров и изолирует их. Всех, от членов семьи импортёра заразы, коллег по работе и родных, врача, к которому тот обратился с жалобами на недомогания, пациентов врача, которых он успел принять после умершего. Всех, с кем заболевший летел в одном самолёте и т.д. Людей забирают в карантин прямо из дому, с работы. По звонку из больницы сажают самолёты и останавливают поезда. Отсюда возникает ощущение неправды и какой-то фантасмагоричности происходящего.

Самое интересное, совместная работа различных, мобилизованных на борьбу со вспышкой эпидемии, групп, оперативная работа по выявлению, уведена за кадр и результаты её лишь озвучиваются. В кадре несколько иллюстративных эпизодов. Очень скомканных и не всегда внятных. Остаётся недосказанность и оттого – неудовлетворённость. Повествование, понемногу обрастая жиденьким детективным флёром, моментально сбрасывает его вскоре по заявлении и, за отсутствием острых интриг и динамики, делается довольно сухим и скучным.

Присутствует некая однобокость сюжета, будто всем происходящим заправляют только врачи. О причастности к делу МИД говорится вскользь и, естественно, ни слова о КГБ и Министерстве внутренних дел, которые, несомненно, играли бы первые скрипки в подобной истории.

По закону жанра не обходится без накладок. Неведомо куда уезжают на машине вдова и сын первого заболевшего. Их показывают несколько раз в параллельном монтаже. Они едут и едут куда-то, пока медики локализуют потенциальных зараженных. Они едут и контактируют с новыми людьми. Их ищут, попутно отправляя в карантин всех, с кем им довелось пересечься, и… находят. И, завязавшаяся-было, интрига распадается сама собой потому, что зритель сразу же забывает об этой паре. Они никак не проявили себя, ничем особенно не запомнились, да и создатели картины после сцены локализации больше не возвращаются к ним.

Почти так же, обезличенно-картонными выведены и медики. Обезличенно – в широком смысле: большую часть фильма те до глаз укутаны в маски и карантинные костюмы. Картонными потому, что практически лишены какой-либо характерности. Талантливому актёру Куликову просто нечего играть. Очередной интеллигент, очередной доктор в послужном списке.

Довольно неожиданно и остро заявляется новая интрига с посадкой самолёта, летевшего в Париж. С иностранцами дело всегда обстоит гораздо сложнее. А на борту – контактёр, который, к тому же, оказывается скандальным американским журналистом. Он иронично и недвусмысленно высказывается на счёт проводимой операции, намекая на то, как в СССР точно так, как «белая ворона», машина Скорой помощи, приезжали за людьми «чёрные воронки». И тут же, в момент критического накала, «сдувается» вдруг, подчиняясь воле врачей. Снова, заметьте, врачей! Ни одного военного, ни, тем более, «человека в штатском», в кадре и близко нет! А ведь в салоне самолёта ещё полным-полно и других иностранцев!

Следующим пунктом, американец «бузит» уже в карантинной палате, где даже разбивает стекло. Но его прощают. В финале он приезжает к доктору сказать «спасибо» и рассказать, какой у него в связи с этими приключениями, вышел замечательный материал. Так снова, вспыхнувший внезапно и резко заострившийся, конфликт, погаснул на ровненьком месте…

Нам показывают карантинную палату. Контактёров свозят со всего города, жизнь которого, между тем, не останавливается. И никто из тех, кто ходит по его улицам, не догадывается, по ком рефреном звучит тревожный сигнал проносящейся мимо Скорой помощи. И тут – новая проблема. В Москве, где идёт оперативная прививка горожан, заканчивается вакцина. Но тут же, с другого конца страны, из Томска, на самолёте везут заветную вакцину. И, конечно же, привозят, не смотря на то, что над городом висит туман и погода нелётная. Новый драматический поворот проходит почти незаметно.

То, что авторы не стали нагнетать излишнего драматизма, можно было бы отнести к достоинствам ленты. Тут нет сцен на разрыв души и рубашки. Врачи просто работают и даже смерть коллеги – всего лишь трагичный рабочий эпизод, без которого не обходится в этой благородной профессии. Можно было бы. Если бы этой подчёркнутой отстранённости, всё же, было бы меньше. Картина двухсерийная и, на протяжении двух серий зритель не успевает толком ни сложить какого-то определённого отношения к персонажам, ни, боюсь, из-за защитных костюмов и масок, даже начать узнавать их в лицо.

А вот из-за чего картину непременно стоит посмотреть, так это  – документальные кадры старой моей Москвы. Москвы 60-х с её нехитрым бытом, характерным, неспешным ритмом.
[Москва-66]









Tags: Москва, кино и ТВ
Subscribe

  • У меня умирает кот...

    Прямо сейчас. Лежит за стеной, на столе, на кухне и умирает. И ничего нельзя сделать потому, что ему шестнадцать лет и куча всякой хроники. Врачи…

  • et tout à coup ...

    Путин кашлянул. Это вам не баран чихнул!

  • «... веют над нами...»

    А, что, сегодня, действительно, гудели сирены?! Я не слышала. И много ещё, кто, в разных районах города не слышал. В общем, с уверенностью могу…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments