kineska (kineska) wrote,
kineska
kineska

Categories:

Два Паганеля

«Учёный это - пустынник в большом городе.
Он видит будущее
и не обращает внимания на сегодняшний день.»



Казалось бы, однозначно, великий Черкасов закрыл тему. Рисунок роли не располагает к выходу актёра за рамки, а границы эти заполнены Черкасовым под завязку.  Переиграть его невозможно. Неслучайно Говорухин с особой тщательностью подходил к поиску актёра на роль Паганеля в собственной экранизации «Детей». Да и не каждый актёр рискнул бы играть что-то после Черкасова! Ведь сравнивать будут всегда, и сравнение будет не в пользу. Потому, что переиграть Черкасова невозможно. Режиссёр рисковал: в сюжетной композиции этот нелепый долговязый чудак – едва ли не самый яркий характер. Кстати, характер! Не просто герой, но герой характерный. Актёры знают!


И вот чудо, редкий случай. Звёзды ли так сошлись? Лембит Ульфсак. Великолепный Лембит Ульфсак, доселе актёр одной роли, в которой, к слову, также «закрыл тему». Такой однозначный и яркий Тиль. В довольно, кстати, неоднозначной картине, которую не вытягивает на достойный приложенных сил уровень ни актёрский состав, ни даже отличная операторская работа с постоянными отсылами ко всем возможным Брейгелям и прочей нидерландской живописи. И, вдобавок, с вечно невнятной героиней-Белохвостиковой, парадоксальным бревном, которое, вопреки законам физики, не держится на поверхности, а утягивает картину в пучину. Причём, любую.

Говорухин рисковал. Ульфсак – подходящий типаж. Артист пластичный, живой (кто там что говорит насчёт эстонцев?). Но, для оправдания образа, для яркой завязки, ему, всё же, придумывается несколько сочных мизансцен. И он вписывается в образ и роль блистательно!

Черкасову для «закрытия темы» и заявки своего персонажа достаточно было просто возникнуть в кадре, появляясь в нём по частям, начиная с длиннющей подзорной трубй, затем сам, будто бы раскладываясь, подобно этой трубе, длиннющая штакетина; и, первым делом, поинтересоваться на предмет завтрака, не отнимая трубу от глаза, очень органично для своего персонажа, переведя её от созерцания горизонта – на собеседника.

На Паганеля Ульфсака герои смотрят как на чудо. Смотрят по-доброму, не в силах сдержать смех. Их отношение передаётся и зрителю потому, что этот Паганель безмерно мил! Как-то по-особому поблескивает очками в которых странным образом бликует то одно, то другое стекло, и почти никогда оба сразу, широко, по-детски улыбается, шутит над собой, при этом, не теряя ни капли достоинства. Ко всему, чего таить греха? Ульфсак хорош собой!

О Черкасове такого не скажешь. Хотя, в «Невском» от него глаз не оторвать! По легенде, когда родная жена увидела актёра в гриме, она просто уронила руки, прошептав: «Вот и всё, Коля… Теперь отбоя от поклонниц тебе не будет…» Но тут Паганель. То же представление, но, на фоне которого, моментально превращаются в реквизит все остальные участники сцены, хотя Черкасов и не стремится их затмить. Нелепый, громоздкий его персонаж, напротив, словно бы пытается казаться менее гротескным, но как перебороть собственную натуру? При этом – натуру не свою, а своего персонажа! Вдумайтесь только!

Черкасов – обладатель мощнейшего актёрского дарования. И убийственной харизмы. Ему нет нужды в дополнительных внешних красках («внешних» - читай из «вне»!). Он самодостаточен. Его игра яркая, театральная. И он невероятно органичен и в сцене, когда своей весёлой песенкой пытается подбодрить впавших в уныние друзей. И, когда, уже склонившись для поцелуя руки, слыша при этом, что сел не на тот корабль, вдруг смешивается и смущённо возвращает руку дамы на место. Мне кажется, что эпизод в Говорухинской ленте, когда Паганель, не способный на два действия одновременно, разговаривая, даёт прикурить Мак-Набсу и уводит руку со спичкой раньше, чем тот успевает приподняться с места, - реплика к этой сцене из старого фильма.

Честь и хвала Лембиту, что совершил невозможное, создав на таком невероятном фоне собственный, живой, яркий, цельный, не ходульный образ. Ведь «чудак» это ещё и амплуа, которое также заставляет актёра придерживаться определённых рамок. Ульфсак блистательно обошел и это.


Ну, а теперь личное. Конечно, при первом просмотре я была пристрастна. Была, да. Не смотря даже на то, что очень люблю Ульфсака. Собственно, потому, что люблю, претензий к нему было бы больше, чем другому к условному Пупкинмаа или Тютькинтамму, сыгравшим бы условно «под Черкасова» или же просто бледно. Этого не произошло. Затык в другом. Фильм Говорухина я ни разу не досмотрела до конца. Нет, я выруливала по ходу и на финал. Пыталась досмотреть до середины. Пыталась сделать паузу до середины и смотреть уже оттуда… Но не хватало терпения. Точно так не смогла прочесть толком ни одного романа Жюля Верна. Потому, что Верн для меня зануднее двукратного Дюма и троекратного Гюго, помноженных друг на друга и ещё раз - на Моруа! Однако он безмерно хорош в интерпретации того же Карела Земана! Земан сам был блистательный фантазёр и не менее великолепный киноповествователь.

Сцены с писателем хороши сами по себе и прекрасно отбиты в финале. Все «ружья», «заряженные» по ходу сюжета, выстрелили – Говорухин, всё же, неплохой режиссёр, не хрен с горы! Но именно в этих сценах буксует повествование. К тому же, Станислав Сергеич слишком бережно отнёсся к сюжету, перенасытив его событиями и тем сильно утяжелив в то время как Вайншток значительно больше внимания уделял видеоряду (как, собственно, поступал и сам Верн), сократив приключения до, необходимого по хронометражу и сюжету, минимума. Великолепная макетная съёмка, сделанная Птушко, едва ли уступает натурным съёмкам у Говорухина.


Сегодня по какому-то каналу случайно наскочила на сцены с Жюлем Верном. Узнала фильм. Это было самое начало серии, где появляется Паганель. Конечно же, посмотрела с удовольствием! Дальше, скорее всего, уже не буду.
Tags: кино и ТВ, литература
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Пусть расцветают все цветы...

  • Михал Михалыч 2005-2021

    Я спросила парня, который спас котёнка, как его зовут и можно ли назвать котёнка в его честь. Так бездомный малыш стал Михал Михалычем. А парни…

  • У меня умирает кот...

    Прямо сейчас. Лежит за стеной, на столе, на кухне и умирает. И ничего нельзя сделать потому, что ему шестнадцать лет и куча всякой хроники. Врачи…

  • et tout à coup ...

    Путин кашлянул. Это вам не баран чихнул!

  • Чёрт бы побрал эти чёртовы смайлы!!! 👹

    Пообщались в чатике с незнакомцем. Всё нормально. Он адекватный. Знает буквы и слова. Каждый раз обременяет написанное смысловой нагрузкой. А в…

  • «... веют над нами...»

    А, что, сегодня, действительно, гудели сирены?! Я не слышала. И много ещё, кто, в разных районах города не слышал. В общем, с уверенностью могу…

  • «Т»&«П»

    Мгновения, как мы знаем, раздают всем сестрам по серьгам. Развивая тему из того же источника, можно легко прийти к тому, что из мгновений ткётся…

  • Из старых записей...

  • Тезисы. 1. Вводное

    Начало отсюда Не дело муз, как известно, заявлять о себе, когда говорят пушки. И, вроде бы, верно: никому не под силу быть услышанным на фоне…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments