kineska (kineska) wrote,
kineska
kineska

Categories:

С Царём в голове и сценарием в руках... (II)

IMG_20180122_223332.jpg

У меня собственный диалог с этой картиной. И диалог этот продолжается. Потому, что сам неоконченный фильм – как неоконченный разговор. Точки в нём нет. К нему продолжаешь и продолжаешь возвращаться. Возвращаться, чтобы что-то решить для себя.

Кровавое причастие

«Туча чёрная
Поднимается,
Кровью алою
Заря умывается».

Эйзенштейн изображает Грозного не самодуром, не кровожадным тираном. Рассуждая о власти и ответственности за эту власть, о тяжести шапки Мономаха, он пытается донести до зрителя мысль, что власть не удержишь в белом одеянии, не запачкавшись. Не прихоть, не каприз Ивана, но именно власть требует порой пролития крови.

Впервые Иван пробует её на вкус в раннем детстве, когда, испуганный ребёнок, пытаясь защититься от распоясавшегося боярина, впервые, возможно и бессознательно, крикнул «Взять!». Страшное слово прозвучит ещё не раз. Не раз угадает его верный Малюта в жесте, в одном только взгляде царя.

Умываться кровью приходится неоднократно. Однако вспомним пламенную речь юного Ивана в начале ленты, при вступлении на царство. Вспомним эпизод со «стрелой Казанской», с осуждением Курбского за «деяния зверя лютого». Кровь пугала его! И не от этого ли отвлечься бежит он в безумные свои пиры и оргии? Не тому ли ищет он оправдания, обращаясь покаянно к лику Саваофа при фреске Страшного Суда (Эйзенштейн не допускает случайного декора на сводах покоев царских!) шепча, что не корысти ради, но «ради русского царства великого» разливаются по земле кровавые реки.

Часть разливают самовольно бесконтрольные опричники, набивая свои сундуки добром боярским. Но другой-то части Иван причащен. А, приняв кровавое причастие, мечется в пылу душевных мук, ибо не кровожаден по природе своей. То шапка Мономахова давит и требует новых жертв.

Народ

Картина создавалась в военные годы. Требовался духоподъёмный тон. Требовался решительный и бескомпромиссный герой-победитель. Таков примерно Иван в финале ленты. Через многое он к финальной речи своей прошел. Много было потерь и предательств. Анастасию любил царь – отняли от него Анастасию. Были два друга, но оба предали. Одна опора – народ.

Иван близок к народу. Воспитывала его, осиротевшего, старуха-нянька.


Кадры из блока «Неизвестный «Иван Грозный»». В роли маленького Ивана Эрик Пырьев. Сергей Михайлович называл его - лучшим творением своего ученика и соратника, Ивана Пырьева.

К ней из тронного зала, сняв облачение царское, бежит маленький Иван в простой рубахе оставшись в которой, от простых ребят уже не отличим. И просит песню про «Океан-море синее». Тогда и зарождается в мальчике мечта о выходе к морю.

План няньки Ивана, вошедший в картину в сцене венчания на царство, в массовке

Потерянная в финальном монтаже сцена, звучит сквозной музыкальной темой, проходящей через весь фильм. Она существует в блоке «Неизвестный «Иван Грозный»» и, поскольку музыка ленты – не просто «фон» или «саунд-трэк», «сопровождение действия», но сама, как есть, - действие; мелодия песни возникает то и дело, сопровождая великие планы Ивана, направленные на возвращение исконно русских, западных земель.

«Океан-море,
Море синее,
Море синее,
Море славное…

Прибегают к тебе
              реки русские.

На твоих берегах
              города стоят…

Города стоят
              наши древние.

Чёрным ворогом
              полонённые…»

Выходом к морю, битвой и заканчивается сценарий. Дорогой ценой земли русские возвращены. И идёт берегом царь-победитель. Но не триумфатором – голову склоня идёт. Один.

🙨


В пику «Александру Невскому» музыкальный план «Ивана Грозного» не создавался в форме кантаты. Позже музыкальный материал был собран и скомпилирован в «литературно(?!)-музыкальную композицию» для чтеца, солистов, хора и оркестра.

[Вот, к примеру, современная запись]

Вот, к примеру, современная запись.

В аннотациях, почему-то названа «Песней Ефросиньи». Такое вот, нынче отношение к наследию великих. Напомню, что у Ефросиньи в фильме другая песня, «Про чёрного бобра».

Продолжение следует

Tags: Эйзенштейн, видео, кино и ТВ, музыка
Subscribe

  • «Ветер-ветер, ты могуч!»

    «Ветер, ветер на всём белом свете…» (А.Блок) «… и много добрых примет ещё добавишь мне в ответ.»…

  • Михал Михалыч 2005-2021

    Я спросила парня, который спас котёнка, как его зовут и можно ли назвать котёнка в его честь. Так бездомный малыш стал Михал Михалычем. А парни…

  • «... веют над нами...»

    А, что, сегодня, действительно, гудели сирены?! Я не слышала. И много ещё, кто, в разных районах города не слышал. В общем, с уверенностью могу…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment