kineska (kineska) wrote,
kineska
kineska

Categories:

Джига

Странно, но я запомнила его не с самых популярных ныне его ролей. Со «Старых стен», с «Приехали на конкурс повара» и «Операции «Трест»». Я уже и фильмов тех толком не помню. Помню образы, созданные в них. Яркие, колоритные, не похожие между собой, благодаря удивительному дару перевоплощения Джигарханяна.

А в жизни он оказался совершенно не похож на телевизионно-киношного себя. Я думала, он маленький, приземистый, квадратный живчик. А, когда он, степенный, неожиданно высокий, не «средних размеров медведь», но, определённо, крупное и сильное животное, выходил боком с актёрской кафедры, я невольно заулыбалась этому контрасту. Я не из тех, кто падает в обморок при виде публичных персон. (Многие публичные персоны, кстати, этим сильно оскорбляются!) Я, первокурсница, заулыбавшаяся невольно при виде знакомого лица, просто поздоровалась, как со знакомым. И услышала в ответ: «Здра-авствуйте.» Он чуть-чуть подтягивал «а».

Наш Мастер приводил его в пример, как человек с хорошим музыкальным слухом может легко уйти от природного акцента. У Джигарханяна была характерная манерность речи и безусловно узнаваемый голос.
Мастер любил и ценил Джигарханяна. В свой предпоследний киноаттракцион он собрал персонажей многих своих предыдущих фильмов. Но не все оригинальные исполнители были на тот момент живы. По легенде была попытка привлечь двойника Е. Копеляна. Нашелся артист, внешне похожий на классика, но сильно уступающий ему в масштабе дарования и харизмы. Поэтому был приглашен Джигарханян. Рисунок роли и персонаж решился уже по-другому. Но я, полагаю, и не только я, не воспринимаю два экранных образа, как образы одного и того же персонажа. Во, как путано определилась!

90-е – годы безвременья. Светлые и чистые советские девочки и мальчики, выходя из стен нашего института, улетали вникуда, в бездну, на колья и жернова невостребованности. Про мастерскую Джигарханяна по институту ходили слухи, что он не бросил своих ребят. Те уже выпускались, когда мы поступили. Он не набирал новой мастерской. Он ушел вместе с ними, а вскоре, по легенде, с ними же, со своими ребятами, для них, создал театр имени себя. Так своих поддерживали только Герасимов и Ромм. Наш Маэстро на такой героизм оказался неспособен. Увы…

Джигарханяна обвиняли в профессиональной неразборчивости. Проще говоря, в том, что «Джига снимается во всяком говне». Странно, но он относился к таким обвинениям с юмором. Не весь предлагаемый материал может быть интересен актёру. Актёр имеет право быть неразборчивым в силу своей профессиональной специфики. Профессия такая, зависимая. Но люди в ней разные. Есть капризные истерички, есть меркантилы, есть нарциссы. А есть люди жадные до работы, которым всё интересно. Таким был Джигарханян.

Я пересекалась впоследствии с АБ только по работе. Двадцать лет назад приглашала его на юбилейный вечер Мастера в СК. Он был обрадован и оживлённо говорил, что очень любит моего Мастера и обязательно придёт. Пришел или нет – не знаю. Я-то сама слиняла с того «огонька». Не люблю пафоса и лицемерия, которые елеем льются на подобных мероприятиях.

Как-то раз, морозной зимней ночью, одеваясь в пустом фойе Дома Радио, я прикидывала в голове, как мне быстрей добраться с Качалова до Арбата. Сейчас – налево до бульвара. Там направо… В Москве невозможно заблудиться. Если только где-то в новом районе. Но я отчего-то решила перестраховаться, обратившись к охраннику. Главным образом, на предмет, где бы можно было удачно срезать дворами. Охранник оказался из местных и легко объяснил мне, где следует свернуть. Всё это время неподалёку стоял какой-то человек. Он тоже уже оделся и готовился выходить. «До свида-ания». – С характерным подтягиванием гласных пропел узнаваемый голос. «До свидания!» - Козырнул охранник. «До свидания, Армен Борисыч!» - Сказала я. Артист внимательно воззрился на меня, и на его лице прочиталась напряженная работа мысли. Он знал меня в лицо (сколько раз здоровались в институте, по работе и пр.), но не мог, видимо, вспомнить. От этого взгляда у меня резко подскочило настроение. Энергетика у него была потрясающая!

И да! Несколько моих подруг были в него влюблены! Совсем молодые тогда девчонки.

- Дай мне его телефон! – Просила Надька. – Я не буду ему звонить. Честно. Мне просто будет тепло от мысли, что он есть за этими семью цифрами.

Что взять с фетишистки? Впрочем, вскоре судьба свела-таки их на съёмочной площадке. И Надька удостоилась своей порции шуточек и едких подколов со стороны Коллеги. Но это уже её история, не моя…

За глаза его все называли «Джига». Помню, в каком-то интервью, АБ признался, что знает об этом.  «Вам не обидно?» - Спросил журналист. «Нет, - отвечал АБ, - не обидно. Тем более, что в армянском языке есть похожее слово и оно означает «сердце».»
Tags: даты, люди, мастер, мемуар, театр
Subscribe

  • Кино и жизнь

    В 1995 Савва Яковлевич Кулиш завершал съёмки эпопеи «Железный занавес». Для съёмки пролога ленты группа переместилась на объект…

  • Сценарий рабочий

    Просто вспомнилось вот это замечательное кино. Кино и жизнь взаимно обогащают друг друга. Вечные темы, всё такое...

  • Просто кошка... А, как-будто, кто-то близкий и родной...

    Сегодня она лежала на газоне неживая. Оранжевый огонёк в зелёной траве... Им по пять лет было обеим, ей и её сестричке серенькой. Я много раз…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments