kineska (kineska) wrote,
kineska
kineska

Моё Останкино. Частные истории: вспоминаем Олимпиаду-80.

В 1980 году в Останкине ремонтировали коллектор в конце ул. Академика Королёва. Его ремонтировали и в 1979, и в 1978, и ранее, как, впрочем, и в последующие годы…
Поскольку наша часть улицы всегда была отчерчена от официозной улицы Королёва улицей Ботанической у четырнадцатого дома, там и кончалась цивилизация, и начинался настоящий бардак. За год до Олимпиады периодически перекапываемый пустырь над коллектором, протянувшийся вдоль забора Москинапа до железной дороги, захламили непонятными металлоконструкциями. Они лежали там впоследствии несколько лет, пока окончательно не проржавели, и только тогда были куда-то свезены. Было возведено несколько кособоких  административных корпусов и среди местного населения пронёсся ропоток, что это будущий вытрезвитель.
 
Было перерыто и обнесено деревянным забором великолепное поле в радостных желтых сурепках возле дубовой рощи. На смену диким цветам вдоль шоссе хлынули потоки жидкой грязи. Метро в Останкине нет (и сто лет не нужно!), местные ездят в Москву в основном на электричке, а от станции к нам – три пути: через пустырь, когда сухо и только в светлое время суток, по тропинке вдоль насыпи, желательно, опять же, когда светло, и – вдоль фасада Москинапа, тогда – по щиколотку в грязи, прыгая с камешка на дощечку, далее – по кочкам и т.п.. С детства усвоила такой способ передвижения как вполне себе обычный…
На бывшем поле к Олимпиаде возвели здание ОТРК, что расшифровывалось, как Олимпийский Теле Радио Комплекс. По всему было видно, что строители спешили: бетонное страшилище вышло громоздким, безрадостным и убогим. Фасад здания впоследствии украсила некая металлокомпозиция. Пока она валялась в разобранном виде, мы все предполагали, что это будет очередной Олимпийский Мишка. Но в собранном, подвешенном над входом, состоянии, образовались две застывшие в динамике, как ни парадоксально звучит, фигуры, мужская (вполоборота спиной, снизу) и женская (лицом, сверху). Закомпанованные подобным образом, фигуры создавали впечатление, что мужчина и женщина дерутся.
Внутри здание на Королёва, 19 производит гораздо более удручающее впечатление, чем снаружи. До сих пор сохранилась какая-то неустроенность, необжитость. Его унылые тёмные коридоры со вздутым линолеумом больше походят на больничные. Хорош, разве что, зимний сад с выходом на крышу. Сегодня, даже не сад, а настоящие джунгли с крохотным бассейном для золотых рыбок.
ОТРК вытянули, а с коллектором – не успели. На пустыре, между Москинапом и овощным магазином в доме 14, там, где впоследствии появилась модная автостоянка, образовалась громадная непересыхаемая лужа. Если в сторону ВДНХ, вдоль по ул. Королёва открылся замечательный вид на новую гостиницу-«полстакана» построенную на месте трамвайного кольца и небольшого Ростокинского скверика, то в сторону железной дороги – лужа, свалка непонятных металлоконструкций и арматуры, пришедшей в негодность ввиду хранения под открытым небом, кособокие постройки неясного пока назначения и неофициозный кусок самой ул. Академика Королёва от 14-го дома и – до конца. Чтобы как-то «отбить» композицию, перед лужей была возведена ещё одна конструкция из металлических труб, похожая на строительные леса. На эти леса навешивались декоративные щиты с Олимпийской символикой и рекламой (?) нового объекта, ОТРК. По легенде, уже после игр, не вписавшийся в поворот на Ботаническую, маленький горбатый «Запорожец», несколько раз перевернулся, снеся парапет, пролетел через леса и утонул в луже… Водитель вылез из него и куда-то ушел… Был ли то действительно «Запорожец» - верится с трудом, но я сама видела пробитый парапет и покореженные трубы, а в то, что легковая машина могла бы слегка утонуть в нашей луже – верилось безо всякого труда.
К Олимпиаде будто ураганом снесло всю старую Москву. Помню утопающий в зелени частный сектор на нашей Хованке. Таганку и Селезнёвку. На проспекте Мира построили Дворец спорта и даже протянули кусок шоссе, также провозглашенный, но мало похожий на проспект, хоть даже и Олимпийский.
От метро ВДНХ убрали торгующих лаком, помадой и самодельными леденцами цыган. Город разгрузили: никогда ещё местные Профсоюзы не предлагали трудящимся столько путёвок в отдалённые от Столицы уголки страны.
На улицах установили «тревожные будки» для экстренной связи с милицией, а сами представители органов ходили парами в патрулях, одетые в новенькие серые плащи, с прикрепленными на лацкане рациями венгерского, по легенде, производства.
Что до выдворения за сто первый километр неблагонадёжного элемента, дебоширов, пьяниц и проч. – не скажу. Потому, что наш квартал населял, в основном, именно такой контингент. Он и в Олимпиаду остался неизменен, пил, дебоширил и проч., как и в обычное время… А вот проституток прибавилось из-за «полстакана». Правда, не в нашем квартале, а ближе к ВДНХ и другим гостиницам, которых у нас было в изобилии.
Появились товары с олимпийской символикой. На них была олимпийская наценка. Так, например, обычный складной зонт–гармошка отечественного производства, в «гражданском» исполнении стоивший 20 рублей, украшенный Олимпийским брелоком шел уже по 22. По тем временам – настоящий грабёж. На качестве же эта пресловутая «олимпийскость» никак не отражалась!
Казалось, Олимпиада пришла навсегда. В огромных количествах на экранах появились олимпийские мультфильмы. В них либо зверята устанавливали какие-то лесные рекорды, либо пересказывалась биография Олимпийского Мишки. Отметились по этому поводу и «Ну, погоди!». Как мне нравилась и казалась необыкновенно смешной в ту пору «Баба Яга против!»!!! Юморок в фильме был «нупогодишный», но имелось и второе смысловое дно. Взрослые угадали в Бабе Яге, хоть та внешне более походила на олицетворение мирового сионизма, Тетчер, а в Кощее – Картера. Ну и вообще, тех, кто был против и бойкотировал нашу Олимпиаду.
Я отметила, как изменилась музыка, звучащая из радиоприёмника. Отличились Тухманов и Пахмутова, хотя в госзаказе поучаствовали многие. Правда, тогда, мне мало что говорили фамилии советских композиторов, а слова про «королев плаванья» и, тем более, «бокса королей» вызывали смех.
В общественном транспорте появились иностранцы. Они были очень хорошо одеты, громко говорили и громко смеялись, и вообще, держались так, будто нарочно старались привлечь к себе внимание. Я с ужасом отметила, что их женщины не бреют подмышек и совершенно того не стесняются, держась на верхние поручни в автобусах и метро. Тем не менее, плохо от них не пахло!
Что до своих, то, вопреки всему, что пытаются показать в нынешних фильмах и сериалах про советское прошлое, в Москве, как, наверное, и в других больших городах, никогда, даже в войну, люди не одевались из ряда вон плохо и безвкусно. Шили, перешивали, заказывали одежду в ателье, покупали модные журналы, картинкам в которых в точности старались соответствовать. С импортным барахлом было плоховато, но спекулянты, фарцовщики и «выездные» немного компенсировали эти недостатки. В 80-м запомнилось много людей в белых брюках. Белый костюм – просто шик. С костюмами мужчины стали носить сумки на длинном ремне через плечо и это не выглядело диким, потому, что фасон модного приталенного пиджака позволял подобные вольности и не требовал не то, что наличия галстука, но и застёгнутых верхних пуговиц рубашки. Тележурналистов обязали носить на шее заламинированное удостоверение личности с фото, указанием имени, фамилии, подвешиваемое на длинной синтетической ленте разных цветов. Это было ново и стильно.
В моду вошли брюки-бананы, которые мне страшно не нравились и не нравятся по сей день. Народ пока ещё робко, но, впоследствии, массово перелез из модельной обуви – в кроссовки и спортивные костюмы, что мы не изжили и по сей день, когда не то, что грань, но и само понимание назначения костюма стёрлось и в метро стало возможным встретить человека в трусах, майке и пляжных шлёпанцах: как встал с постели, так и попёрся в присутственные места…
В метро начали объявлять названия станций на иностранном языке. Я подозревала, что это – английский. Оказалось, что так и есть.
В самый разгар Олимпиады умер артист Высоцкий, о существовании которого я узнала за две недели до печального события. Старшая девочка рассказала. Кажется, Олимпийским летом показали «Маленькие трагедии» и «Вертикаль».
Ещё по ТВ показывали «взрослые» фильмы. В телеспектакле «Зелёная птичка» свободно произносилось слово «ляжки», а в «Ноевом ковчеге», агнелов за блуд с земными женщинами приговаривали лишить «этого самого», после чего их мужские голоса превращались в женские. Моё детское сознание отмечало, что я присутствую в момент какого-то совершенно не предназначенного для меня и крайне неприличного теледейства.
Ещё моё детское сознание отмечало, что я становлюсь свидетелем поистине исторического события, Двадцать Вторых Московских Олимпийских игр, открытие которых я смотрела на экране чёрно-белого «Темпа-209» с диагональю 61 см. Смутно помню «живые картины» на трибунах и парня с факелом, бежавшего прямо по щитам, которые держали в руках те же люди, что исполняли картины… Помню, как он подносил факел не к жерлу, а к стойке и огонь уже сам поднимался снизу вверх. Мне тогда это не понравилось: эффект был смазан. Я ждала, что факел будет зажжен непосредственно, но не представляла, как из-за высоты оного…

А потом Мишка улетел. Время чудес кончилось. На память остались вещи с олимпийской символикой, которые не могли разойтись до конца 80-х, когда, в пику актуальности момента, вместо наценки, подвергались унизительной уценке. Остались значки и брелоки, туристические карты города с указанием Олимпийских объектов и сами объекты, мультфильмы, песни, спортивное кино, хроника открытия и закрытия. И, какое-то время, - металлоконструкция на пустыре между Москинапом и овощным 14-го дома, закрывавшая Олимпийскими щитами лужу, трубы Останкинского пивзавода, вечно неисправный и вечно ремонтируемый коллектор, рощу у железной дороги, где мирно распивало спиртные напитки наше, неблагонадёжное, население.


 


Tags: c`est la vie..., Москва, Останкино, артефакты, бытовое, городская зарисовка, даты, детство, мемуар
Subscribe

  • Сценарий рабочий

    Просто вспомнилось вот это замечательное кино. Кино и жизнь взаимно обогащают друг друга. Вечные темы, всё такое...

  • Куда катится этот мир?!!!

    Реставрирую платьеце. Необходимо заштуковать надрыв у кармана и, чтобы машинная застрочка складок не разошлась, хочу сделать декоративную закрепку.…

  • Unforgettable...

    Я забыла французский язык до уровня С1. Я выучила немецкий до уровня А2. Тест по французскому был очень простой! Зато тест по немецкому был…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments