kineska (kineska) wrote,
kineska
kineska

Category:

Освежила в памяти ещё один фильм (записки телезрителя)

Пролог. Песня. Лодку из дедовской мечты сыновья воплотили в прекрасный корабль, которому не страшны бури, где встанут впоследствии у руля уже их собственные сыновья с верой в счастье, в грядущий мир.

Следует вечная цитата из вечного Эйзенштейна реплика к обречённой коляске – разбитая карета, летящая под уклон символом старого мира. На бескрайнем просторе – те самые строители, не лодки, но целого корабля, несколько верных друзей, устремлённых в будущее со светлой своей верой в счастье и незыблемость нового мира у истоков которого они стоят. Они молоды. Они победили. Они кончили войну…

Но картинка меняется. Прошли годы. Постаревшие победители служат в ЧК сонного губернского городишка. Где неспешно тянутся  будни, наполненные рутиной, бумажной работой.

И, с одной стороны, конечно, да, тот же «вечный бой», перешедший, правда, теперь в стадию «боя незримого». Но на войне былым рубакам, было проще. Там им противостоял враг явный. Стоял лицом к лицу, не пряча  оружия, не скрывая намерений. В новых реалиях вражеского лица уже так просто не увидать! Враг затаился и действует исподтишка. Он рядом, он близко, он, невидимый, дышит в спину и в плечо. Он – среди своих. И это, наверное, самое сложное в жизни, когда однажды становишься вынужден подозревать своих. Своих!


«Свой среди чужих, чужой среди своих» вызывает у меня противоречивые чувства. Картина сделана талантливо. Сначала талантливо написана, потом также была поставлена и снята. Талантливо. И, всё же, …

Всё же.

Это – калька с классического американского кино! Но это и не секрет. Нам ещё в институте рассказывали, что Никита со студенческой скамьи бредил этими вестернами и ограблениями поезда. Ну и вообще… На лекции наш любимейший педагог прямо так и называл его «чужим среди своих», и волна шепотков пробегала по аудитории: «Тёма же здесь! Тёма здесь!». Будто Тёма сам не знал, из каких будет! А педагог, продолжал лекцию, даже не бросив взгляда в сторону продолжателя династии.

Студента Никиту ставили нам в пример: тот де не пропускал ни одной лекции, ни одного просмотра. В общем, был большой молодец.

И вот тот, азартный и энергичный, напитанный под завязку величайшими мировыми киношедеврами, парень, к тому же формировавшийся в условиях ещё старой школы, одни лишь подонки которой достались в наследство нам через много десятков лет (им – сливки, нам – подонки), собственно, и не мог снять плохого кино.

Каждый кадрик искрится молодой энергией и задором. Да команда просто кайфовала, получала удовольствие от процесса. Это видно на экране!

Совершенно потрясающий видеоряд картины, панорамы, съёмка с движения, съёмка ручной камерой, крупные, общие планы, трюковая съёмка. Чредование цвета и ч/б (всё – по заветам Великого Эйзенштейна!). Динамичный монтаж с переменами темпоритма. И тут я уже поспорила бы со старыми Мосфильмовскими операторами, считавшими П. Лебешева ремесленником в сравнении с его отцом. Это картину снимал Художник! Мастер!

Но, чтобы сказать то же самое о парне, который совмещал режиссёрское кресло с исполнением одной из центральных ролей, я никак не могу решить для себя, оперировал ли тут кальками классических американских боевиков высочайшего класса, уникальный ремесленник, или же то был проблеск истинного Творца.

Существует такое явление, как «присвоение материала». Это – когда ты весь до нитки пропитан темой, которая живёт в тебе не твоей, а собственною, своею жизнью и заставляет жить ею и тебя. У кого возникли дурные ассоциации – отставить! Это не из категории навязчивых состояний. Это – Творческий Процесс, когда, напитавшись, скажем от того же Эйзенштейна или Гриффита, либо других новаторов Мирового Масштаба, ты, Творец, пропускаешь их находки и идеи через себя, а выдаёшь нагора уже оригинальный материал. По форме, может быть, ещё их, но уже наполненный твоею кровью и оторванный от твоей плоти, и потому – твой. И вот этого-то слияния я не вижу более чем в половине эпизодов.

А есть моменты, что называется, «на разрыв души». Это – тема дружбы, как ход, стержень, вокруг которого вьётся, накручивается детективная лоза. И, хоть та и на первом плане, и видна постоянно, но она вторична. Добиться нужного эффекта мог только Художник!

В определённых кругах хвалить «ССЧЧСС» считается «du mauvais ton». Как вообще любить творчество Михалкова – в самых широких. От второго я абсолютно свободна и могу считать себя беспристрастным зрителем.

Тот молодой студент Никита, про которого нам так давно и долго твердили наши педагоги, любитель мужских компаний и американского кино, сделал поистине гениальный фильм. Тот парень, безусловно, был Художник. Ну, а потом… В общем, дед-то построил лодку, которая здорово поддержала его сыновей на плаву.

А вот те корабля не создали. Их «утлый челн», конечно, не «избит о скалы». Бог, как говорится, миловал (Он вообще у них какой-то свой собственный, личный, карманный.). Но давно уже, определённо, «компас потерян, сорван руль», а они всё плывут, плывут куда-то вниз по течению и ничего не замечают. Как-то так…


Tags: кино и ТВ, мемуар
Subscribe

  • Михал Михалыч 2005-2021

    Я спросила парня, который спас котёнка, как его зовут и можно ли назвать котёнка в его честь. Так бездомный малыш стал Михал Михалычем. А парни…

  • «Т»&«П»

    Мгновения, как мы знаем, раздают всем сестрам по серьгам. Развивая тему из того же источника, можно легко прийти к тому, что из мгновений ткётся…

  • Из старых записей...

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment