kineska (kineska) wrote,
kineska
kineska

Category:

«О, дайте, дайте мне свободу! …»

Это – не в контексте «Князя Игоря». Это – ария режиссёра, творца, закованного в цепи финансовых и творческих ограничений. «Я свой позор/[триумф] сумею искупить!». Ключевое слово здесь – «искупить». Точнее «окупить». Государство же, выделяя финансирование, всё чаще действует как-то непредсказуемо, руководствуясь  даже не принципами, а, будто отталкиваясь от противного, отвратительного, омерзительного и вовсе неприемлемого в приличном обществе.


Государство не должно выделять деньги слепо, но – под определённые проекты, выступая в качестве продюсера, заказывающего «музыку». В этом случае оно вправе осуществлять проверки, оставлять рекомендации и отказывать в финансировании, а в отдельных ситуациях, на тех же правах, менять постановщика. Это – не цензура. Это то, о чём говорил М. И. Ромм. Если в двух словах, выделенные средства должны быть оправданы. Иными словами, должен появиться конечный продукт. Если  постановщик не вписался в концепцию заказчика, государство, на правах продюсера, обязано вмешаться т.к. не заинтересовано кидать деньги на ветер.

В СССР искусство принадлежало народу. В современной РФ дела обстоят несколько иначе. Часто искусство превращается в способ самовыражения т.н. «творца». «Чистого» самовыражения, лишенного, зачастую, рационализма и логики, но, не несущего, с тем, черт дадаизма. Представителем которого, являлся, в частности, упомянутый Шнейдеровым, Антонен Арто, безусловно, талантливый артист,  экспериментатор и реформатор театра, завершивший, тем не менее, свои дни в психбольнице. Остальные творцы упомянутой Шнейдеровым когорты, если и избежали подобного исхода, то вряд ли - аналогичного диагноза. Ненорма – родная сестра Гения, нередко, доминирующая над старшим братом. Но не будь такой гармонии, не возникло бы ни тех же Арто с Ионеско, ни Пазолини с Бертолуччи, ни Дали с Бунюэлем, ни Эйзенштейна с Мейерхольдом, наконец.

Плохо лишь, что у большинства современных творцов Ненорма – единственный ребёнок в семье, но, с хорошим таким раздвоением личности.

А propos, чтобы понять суть нацизма, читать «Mein kampf» не обязательно. Особенно здесь, на 1/6 части суши. Особенно, если твоя фамилия «Давидшнейдеров».

«У каждого своя нравственность». Безусловно! Но – внутри себя. Живя в обществе, вряд ли следует выносить на показ некоторые личностные девиации. И, скажем, если нынешние одичалые монархисты и царебожники начнут однажды претворять в жизнь известный свой лозунг о «спасении Расеи», что, по их мнению, является едва ни панацеей, Шнейдеровы и иже первыми побегут писать заявление в Прокуратуру.

Существуют общие для всех правила жизни в социуме, основанные на, общих же для всех, выработанных многовековой «социальной историей» человечества, гуманистических принципах, и, неспроста, оттого узурпированных церковью. Где-то здесь и находится тот «нулевой меридиан», от которого и следует вести отсчёт «шагов в сторону». Чем их больше, тем меньше следует рассчитывать режиссёру на госфинансирование. Вот и всё!

И, да, каждый выбирает по себе, по своим собственным пристрастиям, на какой фильм или спектакль идти. К Дорониной или к Ганину, например. И, если у второго сборы окажутся выше, значит именно такой запрос и существует в обществе. Но показателен он лишь в той части, что с культурой в стране что-то очень и очень не так…

А, если есть запрос, значит, должны найтись и те, кто готов финансировать такие постановки, тем обеспечивая свободу творцу.

Примерно, как бог и чёрт «борются» за каждую «бессмертную душу», так и должны биться за культуру пресловутое Государство и пресловутый «Запрос» (см. выше). Не скажу, правда, что, не познав «запроса», ты эту самую культуру не постигнешь и не познаешь. Познаешь. Но чистенькую, стерильную, ханжескую.

В «борьбе за культуру» и т.н. «нравственность в искусстве», необходимо нащупать тонкую грань, за которой, без перехода, начинается пропасть, где тихо и уютно прииваются те, кто и «без всяких Пазолиней, Раселов и Артов тыщщу лет спокойно жили» и здесь, - важно! – Государству надо начать с себя. Со своих представителей, курирующих культурную отрасль.

Те же худсоветы – суть советы профессионалов, Мастеров способных наставить творца, если того занесло в какие-то неведомые «степи». Сегодня – они его, завтра – тот же Совет, но с его участием, - кого-то из них. И это не круговая порука, а коллективный разум в поисках наилучшего решения. К творцу надо относиться бережно.

В общем, возможны варианты. При отсутствии госидеологии каждый волен «творить», во что горазд, как на деньги спонсоров, так и на деньги Государства. Не ясен только принцип отбора кандидатов. В социальном государстве Государство выступает продюсером, обеспечивая, как производственный цикл, так и последующие рекламу и прокат. Здесь: Государство определяет культурную политику. При либеральном течении социалки – «заказ» (см. выше) отпускается в свободное плаванье. При этом культурное Государство занимается просветительской и образовательной деятельностью, ориентируя население на истинные гуманистические идеалы. При консервативном течении – всё то же, но с ограничениями. В этом случае Пазолини, Рассел, Бертолуччи, Гриффит, Рифеншталь и др. могут оказаться под запретом. Либо же Государство пускает культуру на самотёк и на экраны валом прёт всё то, что, собственно, сегодня на эти экраны и прёт. Народ дичает и опускается, а творцы, заинтересованные в «несении разумного, доброго, вечного» ищут деньги под свои проекты на стороне. Морально неудовлетворённый зритель вправе искать удовлетворения в суде, где максимум, чего он добьётся – возвращения денег за билет.

Я не согласна с эмоциональным слушателем, крикнувшим Додику «Сволочь!». Слишком мелко и мягко для данного индивида. Вместе с тем, вынуждена признать, что и подобный упырь способен иногда на вполне здравые  мысли.

Но, по итогу данного диспута, я соглашусь, скорее не с ним, а с его оппонентом, чей лепет основывался исключительно на эмоции, но не был подкреплён ни одним внятным аргументом. Вообще, не офицерское дело – искусствоведение. Если не путаю, это же их общественная организация обычно посещает выставки, вооруженная  бутылями с желтой водой? Видимо, святой, раз - от лукавого?

В общем, оба плохо.

Tags: брюзжание, кино и ТВ, обман, театр
Subscribe

  • et tout à coup ...

    Путин кашлянул. Это вам не баран чихнул!

  • Чёрт бы побрал эти чёртовы смайлы!!! 👹

    Пообщались в чатике с незнакомцем. Всё нормально. Он адекватный. Знает буквы и слова. Каждый раз обременяет написанное смысловой нагрузкой. А в…

  • «... веют над нами...»

    А, что, сегодня, действительно, гудели сирены?! Я не слышала. И много ещё, кто, в разных районах города не слышал. В общем, с уверенностью могу…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments