kineska (kineska) wrote,
kineska
kineska

Category:

Типология советского кино?!

Очень занятный ролик занесло ко мне в ленту!

На первый взгляд, проводить таксономическое исследование отечественного кино, разделяя его на типы, классы, подклассы и т.д. – дело неблагодарное. Определённо, здесь можно выделить лишь два типа: кино советское и постсоветское, сиречь, российское. Первое, в свою очередь включает в себя класс т.н. «перестроечного кино», сиречь, «чернухи», тупиковой ветви развития отечественного кинематографа.

С тех пор ни одна обезьяна, впервые взявшая в руки камеру в постперестроечный период, не ступила на путь эволюции, дабы переродиться в человека разумного, такого, какие стояли у истоков советского кино.


Колосс отечественного кинематографа крепко держался на двух мощнейших опорах: принципе партийности и принципе народности. Стоило в середине 80-х вначале расшатать, а после и выбить из-под него эти опоры, как Колосс рухнул, но целостности своей не потерял. Тема советского кино закрылась в прикладном её значении, и стала преинтереснейшим предметом для изучения!

Рассматривая явление, как некий конгломерат, неоднородный по своей структуре, сотканный из неравноценных составных, легче всего прийти к выводу, что весь этот кинематограф – советский. Советский, хотя бы по географическому принципу. Выискивать здесь подвиды и подклассы – чистой воды эмпиризм!

Понятно, откуда берётся такое желание: кино 30-40х годов очень не похоже на кино 70-х, и ещё менее – на кино конца 80-х. Это – не следствие заговора. Не следование тайной установке. Это – естественный ход событий. Эволюция, если хотите, достигшая некоего максимума, с последующей естественной деградацией.

Нельзя сказать, что советское кино на всём своём жизненном отрезке двигалось только по восходящей. Поэтому я рассматриваю данный ролик, как попытку определить, в какой момент «всё пошло не так», по какой причине мы пришли однажды к тому разбитому корыту, вокруг которого охотно и, с утробным похрюкиванием толкаются современные кинематографисты.

У автора ролика меня смутил несколько суженный, без учёта общего контекста, без скидки на жанровую принадлежность, взгляд. А это важно! На мой взгляд, некорректно вырывать, пусть даже правильные примеры из произведений разных жанров, чтобы сравнивать их между собой. Всё же, комедия априори «мелкотемна», менее «отягощена», пусть даже выруливает в финале на некую мораль или выхватывает лучом сатирического прожектора «отдельные, не свойственные нам, явления». И выход от «Крестьян» сразу на «Белые росы», минуя при этом, - навскидку, - хоть «Варькину землю», хоть «Вашего сына и брата», хоть любой другой фильм некомедийного жанра, способный показать изменение общества и человека с его амбициями, запросами и прочими жизненными приоритетами в этом обществе; мне кажется слишком резким.

То же можно сказать и о контекстах. В остальном же, достаточно небезынтересный, вдумчивый анализ явления.

В общем, у меня по ходу набросалось несколько
десятков тезисов… И продолжение, уже от первого лица, видимо, следует. Спасибо за внимание.
Tags: welcome, видео, мир кино, размышления
Subscribe

  • Пусть расцветают все цветы...

  • «Т»&«П»

    Мгновения, как мы знаем, раздают всем сестрам по серьгам. Развивая тему из того же источника, можно легко прийти к тому, что из мгновений ткётся…

  • Из старых записей...

  • Тезисы. 1. Вводное

    Начало отсюда Не дело муз, как известно, заявлять о себе, когда говорят пушки. И, вроде бы, верно: никому не под силу быть услышанным на фоне…

  • Кино и жизнь

    В 1995 Савва Яковлевич Кулиш завершал съёмки эпопеи «Железный занавес». Для съёмки пролога ленты группа переместилась на объект…

  • "Так как же это вышло-то, что всё шелками вышито...?!"

    Между прочим, некоторые виды мулине дадут фору вышивальному шелку! Слово, кстати, французское. У местных рыбаков оно обозначало моток лески, а у их…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment