kineska (kineska) wrote,
kineska
kineska

Category:

Тезисы. 1. Вводное

Начало отсюда

Не дело муз, как известно, заявлять о себе, когда говорят пушки. И, вроде бы, верно: никому не под силу быть услышанным на фоне мощного рёва канонады. И на фоне грохота индустриальных стоек пения муз тоже нельзя различить. Однако, не всё так однозначно с Десятой Музой! Близкая к народу, с партбилетом в кармане кожанки, она смело шагнула в самую гущу трудовых и праздничных будней, с наганом в руке поднимала массы на бой, создавала летопись славных побед и воспевала с высоких трибун подвиги героев.

Таким и был советский кинематограф довоенной, военной и послевоенной поры.

Идейность тесно сплетается с партийностью. Роль искусства, как предполагал В.И. Ленин, должна была возрастать в свете роста культуры общества. Общество должно воспитываться на лучших образцах, а искусство, в свою очередь - отвечать интересам народа.


Под знаменем идейности в едином строю кинолент не находилось места «мелкотемью». Частная история, будь то любви, будь то надежды, будь то «тихой славы» должна была развиваться на фоне великих свершений молодой советской страны. Жизнь каждого киногероя была частью жизненной силы всего государства. Результаты его труда вливались в копилку грандиозных трудовых побед. Правда, под «мелкотемную раздачу» нередко попадали и такие ленты, как «Любимая девушка» и «60 дней». Но странным такое может казаться нам, оглядывающимся на довоенную эпоху из XXI века. Почти на сто лет назад. Нам, уже «отравленным» многообразием жанров и киноприёмов. Как удивительным сегодня может показаться спор о закономерности крупного плана в кино, точно так, в недоумение, приводят нас и другие споры и вещах ныне естественных и закономерных. А, ведь и пресловутый эффект Кулешова, если вдуматься, на поверку, не так-то прост, не говоря уже об Эйзенштейновском монтаже аттракционов. Да сам процесс течения экранного времени, что вводил в замешательство первых кинозрителей, уже нисколько нас не смущает. То, что за полуторачасовой сеанс условный герой успевает родиться, вырасти, состариться и умереть стало естественным в силу привычки. И не совсем уместно было бы подходить современному человеку с современной меркой к кино сто- или менее годовалой давности. Мы даже не воспринимаем порой кино, как интересный технический аттракцион, каким он был в момент своего рождения и долгое время ещё на протяжении становления, взросления и приобретения новых навыков: звука, цвета, стереофонии, объёма и т.д.

Исторически сложилось так, что прогрессом всегда двигала экономика. Как только зритель потерял интерес к движущейся картинке и сборы владельцев автоматов упали, начался  поиск нового. Удачливее всех оказались братья Люмьеры. И каждый раз каждая следующая находка видоизменяла и приближала экранное действие к реальной жизни. Монтажное кино приносило больше прибыли, чем снятое одним куском, с одной точки, в одной декорации. Звуковое - больше, чем немое. Цветное - больше, чем чёрно-белое и так далее. Как только кино, как технический аттракцион, перестало удивлять своего зрителя, его максимально приблизили к самому зрителю. На дворе стояли шестидесятые, телевидение развивалось невиданными темпами, наступая кино не только на пятки, а, временами, и на горло. Оно приходило в каждый дом желанным гостем посредством специального телеприёмника. Встречи с ним ждали. Ему писали письма, делясь самым наболевшим, прося показать те или иные фильмы, поднять те или иные темы. Телевидение было демократично. И дабы не потерять одного с телевидением зрителя, свой шаг навстречу сделало и кино, привлекая последнего близкой и понятной историей о нём самом, его наболевшем, его актуальном. Иными словами, укрупнили то, что прежде считалось мелкотемьем.

Предметом изучения Кино долгое время оставался человек, как явление типическое, поставленное в типические, во многом идеальные, условия. До поры оно не ставило себе задачи положить на предметное стекло отдельного, нетипичного, индивида. Поначалу это было ново, свежо и интересно, но кинематограф не заметил сам, как от освещения жизни отдельных индивидов перешел к обслуживанию интересов этих индивидов. Время пришло другое. Более сытое, более спокойное. Десятая Муза сменила красную косынку на пыжиковую шапку, кожанку - на дублёнку. Эту перемену  увидел зритель и сам устремился на поиск пыжика и овчины. Потому, что функция кинематографа в обществе осталась прежней: агитационной, воспитательной, пропагандистской. И, хотя, во многом, назидательная, морализаторская составляющая остались на своих местах, ушло главное: идейность.

Главный вопрос: какую идею оправдывает кинопроизведение. В прежние времена режиссёра обязывали написать экспликацию, в которой ему следовало обозначить жанр, проблему, выявить аудиторию, которой будет адресовано кинополотно. Перечислить кратко предполагаемые способы и средства изложения, назвать артистов-претендентов и т.д. И, что немаловажно, выразить идею. Кратко и ясно. Это – основной тест на состоятельность, исходя из формулировки которого, будет определена степень владения темой и материалом. И на утверждении заявки могут быть заданы любые вопросы, вплоть до самых нелогичных на первый взгляд и глупых. Ничто не должно поставить режиссёра в тупик. Потому, что и экономической составляющей никто никогда из творческого процесса не исключал. Государство, как заказчик, было заинтересовано получить в итоге качественный продукт, способный принести прибыль. Так учили нас. Только в наше время был начисто исключён принцип партийности. Государство полностью, или частично устранилось от кинопроцесса, передав бразды правления продюсерским компаниям. О культурных портебностях общества не думал уже никто. Кино постепенно превращалось в развлекательный аттракцион.

Tags: кино и ТВ
Subscribe

  • Чёрт бы побрал эти чёртовы смайлы!!! 👹

    Пообщались в чатике с незнакомцем. Всё нормально. Он адекватный. Знает буквы и слова. Каждый раз обременяет написанное смысловой нагрузкой. А в…

  • «... веют над нами...»

    А, что, сегодня, действительно, гудели сирены?! Я не слышала. И много ещё, кто, в разных районах города не слышал. В общем, с уверенностью могу…

  • «Т»&«П»

    Мгновения, как мы знаем, раздают всем сестрам по серьгам. Развивая тему из того же источника, можно легко прийти к тому, что из мгновений ткётся…

  • Сценарий рабочий

    Просто вспомнилось вот это замечательное кино. И чего только ни случается с этими генералами... Кино и жизнь взаимно обогащают друг друга.…

  • Красная трубадурка

    Это не женщина! Это просто какой-то Бучков в юбке! Рашкин: "Когда я читаю её стихи, я плачу". Я послушала и тоже заплакала... Перед…

  • Праздник!

    День Советского Кино. Дата, про которую обычно забываешь. И сегодня не скромнее, чем обычно. То есть, никак. По ТВ показали "Весну".…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment