kineska (kineska) wrote,
kineska
kineska

Categories:

Странные свойства памяти...

Я не помню, как классифицирует психиатрия данный тип памяти, когда помнишь всё с самого раннего, раннего детства. Обыватели считают, что человек начинает помнить себя где-то лет с пяти. Возможно, среднестатистический обыватель и начинает помнить себя лет с пяти… Я – раньше. Помню, например, что у меня была синяя коляска в чёрную клетку а ля шотландка. Комбайн с заменяющимся верхом: лежачее – на посадочное. Помню, как высоко и страшно было в ней сидеть. А вот спать – довольно уютно. Когда от непогоды, корпус ещё застегивался сверху клеёнчатой попоной на кнопках, внутри было не повернуться и не пошевелиться.

Но это всё – лирика. Эдакая, в общем, привычка начинать издалека. К сути!

Вчера, мыкаясь по дебрям Интернета в поисках исходника для фотожаб одной своей знакомой, наткнулась на это фото:

 

Старая как мир, вечная "Спокойной ночи, малыши!", а, по-нашему, по-детски, "Баю-бай" 

Сказать, что в этот миг нахлынули воспоминания – нет. Просто я откуда-то помнила это всегда. Разве, обсудить не с кем было т.к. у ровесников, а тем более, тех, кто постарше, будто бы напрочь отшибло память. Так, постепенно, постепенно, и начинаешь сомневаться в себе. Тем более, что, какую статью не подними, везде информация одна и та же: первой куклой в передаче «Спокойной ночи, малыши!» с 1968 года был Филя. Конечно, я не могу помнить, как обстояли дела на ТВ в те далёкие годы. Причина объективная: мои родители только-только познакомились и не думали не то, что заводить детей, но и о свадьбе.

Филя, действительно, был. Но я помню этих кукол!!! Мальчика звали Ерошка, а зайца Стёпа (или Тёпа – не важно – тонкости). Ещё захаживал заяц из передачи «Умелые руки», у которого над одним глазом бровь была в форме «+», а над другим – в форме «-». Он был какой-то тёмный, гладкий и блестел. Иногда «заходил» Буратино из «Выставки Буратино». Тогда, кажется вещали ещё с Шаболовки. Редакции были общие, куклы, видимо, тоже. Кстати, Филя тогда тоже работал. И был самым симпатичным персонажем в отличие от разных зайцев, которых я не любила по определению, перенеся в дальнейшем эту нелюбовь и на «Ну, погоди!»; и мерзкого Ерошки. Кстати, я не любила тётю Валю, которая очень много говорила, а, часто, на этой говорильне и заканчивала передачу, не показав мультфильм. Мне нравился дядя Володя.

Степашка пришел на смену другим кукольным зайцам позже. Его дебют я помню. Он пришел с забинтованной головой т.к. по сценарию попал под машину. Не помню, кто из игрушек «привёл его в студию», но помню, что тётя Валя начала рассказывать о правилах дорожного движения, как надо обходить автобус (под который, по легенде, угодил Степашка), случайно поставив фигурку, обозначавшую зайца, на голову. Тётя Валя извинилась. Во время знакомства ещё она назвала зайца Стёпой, но он поправил тётю, заявив, что он не Стёпа, а Степашка. Потом появился Хрюша. Глаза у его куклы на тот момент ещё не шевелились и не моргали. Как с этим обстояло дело у Степашки – не помню. Но помню, что примерно до начала восьмидесятых, он, как всякий порядочный заяц, зимой был белым, а остальное время – серым.

Потом, кого только не наваяли две сестры-кукольницы! И крайне неприятная, подстать Ерошке, кукла Гулька, разные медведи-Мишутки, вороны-Каркуши, Колобок, попугай Кеша. Все на одно лицо, с вертикально стоящими глазами и длинными ресницами. Потом это же лицо обрели и куклы Степашки и Фили. У Хрюши был другой дизайн и поэтому его кукле всего лишь сделали подвижные глаза и веки. Куклы успели побывать и перчатками, и марионетками, попутешествовать, повстречаться с Маппетами. Самые интересные выпуски были в восьмидесятые годы, в начале Перестройки. В студию приходили актёры, съёмки проводились в разных декорациях… Сами куклы наведывались в гости к детским писателям и, вообще, вели передачу сами, без помощи «взрослых» тёть и дядь.

Мультфильмы детства – про Кржемелека и Вахмурку (ЧССР), двух собак, Омлета и Макарона, которые сегодня прозываются уже Стремянкой и Макарониной. Кукольные про мишку Ушастика (ПНР), кота Мирр-Мурра (ВНР), пожарную машину Фелиситас (ГДР), я любила не так. Проще сказать, не любила. Они были кукольными, а кукольные фильмы – совсем не то… Однако же, лучше, чем нынешние лунатики под транквилизаторами… Да и от новых кукол, как и от ведущих веет какой-то мертвичинкой. Нет «Хрюшиной мамы» Натальи Державиной, нет Григория Толчинского, Фили. Ушла тётя Валя Леонтьева. Мой любимейший дядя Володя Ухин давно не показывается на ТВ. В Интернете пишут, что он успешно ездил с гастролями вместе с куклами из «Баю-бай». Но, как рассказывал знакомый журналист, ещё в пост-перестроечные годы дядя Володя оказался не при делах. Вёл даже концерты «Ласкового мая», а маёвцы относились к нему по-хамски. Газеты писали, что у артиста в те поры родился ребёнок и с тех пор – ни слова больше. Обрывками доносилось, что дядя Володя болен, перенёс инсульт и не выходит из дома.

«При делах» и вся в соусе шоколаде, похоже лишь тётя Таня Веденеева. Тётя Лина Вовк время от времени возникает из небытия. Дядя Юра Николаев также вышел из сумрака на простор голубого экрана. Нормально функционирует Сим-Селябим Арутюнович Акопян. По мелочи были ещё разные дяди Жени, но я этих уже плохо помню и знаю.

В 90-е ведущим был приглашен мой знакомый Феликс Мадоян. Очень неплохой актёр, с которым я ставила свою первую работу в институте. Говорят, на него делались определённые виды: пластичный, молодой парень с хорошей дикцией и мягким голосом «под Качалова», он читал детские стихи в образе, превращаясь то в старушку с очками, то в традиционного ведущего детской передачи. В начале нулевых слышала уже от своего Мастера, что проект с участием Феликса решили продолжать. Но вскоре парень трагически погиб.

Tags: артефакты, детство, картинки, кино и ТВ, мемуар
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments