kineska (kineska) wrote,
kineska
kineska

Category:

Не скажу ничего нового...

«Не смотрел, но осуждаю!»

 «Не в цвете дело, Маврикиевна, а в чужете!»

 

Собственно, довольно скользкая позиция: рассуждать о том, чего не видел. Но, на сей счёт у меня имеется твёрдая платформа и я просто объявляю свой маленький, локальный бойкот цветной версии «Семнадцати мгновений весны.

Скажу сразу: молодёжь, на которую ссылаются креативщики не повалит валом к телеэкрану, воодушевлённая вожделенной цветной картинкой. Для них в фильме отсутствует главное – «экшн». Или, проще говоря, действие. В остальном же – чисто технические аспекты. Чёрно-белая картинка выстраивается иначе, нежели цветная. Чёрно-белое повествование вцелом ведётся по-другому. Начиная с того, что цвет в кино никогда не является объективным – он субъективен. Цветовым решением занимаются специально обученные люди. И, если домохозяйка в жизни может поставить на светло-канареечную скатерть вазон цвета электрик с ярко-красными гвоздиками и белые чашечки, этого никогда «не позволит себе» экранная домохозяйка.

Психологически реакции человека ничем не отличаются от реакций африканской лягушки. Его точно также привлекают яркие оттенки цветного изображения и световые пятна чёрно-белого. В ряду одинаково освещённых статичных предметов его внимание первым делом привлечёт к себе тот, что шевельнётся т.к. движущийся объект всегда притягивает внимание. В ряду цветных предметов «выстрелит» самый яркий, чёрно-белых – светлый, разновеликих - крупнейший и т.д. Исходя из этого и законов композиции, мы можем перераспределять внимание зрителя, переключая, рассеивая или концентрируя его.

Профессия цветоустановщика появилась с началом эпохи цветного кино. Но нельзя, однако, сказать, что до этого (и параллельно с этим), деятели кино чёрно-белого менее тщательно относились к цвету в кадре. «Александр Невский» имеет чёткое цветовое решение, а в чёрно-белых кадрах «Ивана Грозного» работает цветная подсветка.

В СССР цветное кино появилось в 1937 году. «Застрельщиком» цвета, равно, как и звука в своё время, выступал всё тот же Н. Экк. Ранее предпринимались попытки тонирования изображения (А. Ромашковым или А. Гансом), раскрашивания всей картинки (Мельес) или отдельных деталей (Эйзенштейн).

Фильмы, снятые на цветной негатив, не получив первой категории, нередко распечатывались на чёрно-белом позитиве. Долгие годы зритель не подозревал о том, что цветным был снят «Конёк-Горбунок» А. Роу (1941). Война ли помешала тому, другие ли факторы, но в чёрно-белом исполнении картина отнюдь не проиграла. А вот поистине недостаёт цвета «Новому Гулливеру» А. Птушко. «Цирк» Г. Александрова, снятый до наступления цветовой киноэпохи, с лихвой компенсирован красотой каждого кадра. Цветной, он превратился бы в торт, сохрани режиссёр то же решение картинки. Несомненно, мастер сделал бы фильм иначе. Как мы видим в его поздних лентах, Александров умел работать с цветом. Без цвета погибла бы «Интервенция» Г. Полоки, картина, где цвет является именно самостоятельным изобразительным средством и работает на общую концепцию картины.

Большинство современных лент, снятых в цвете, тоже погибли бы в «ч/б», но уже по причине «общей несмотрибельности». Детально разбирать эту «категорию» я не буду. Слишком хорошие фильмы упоминались выше, чтобы прочим попасть с ними в один контекст.

Это – коротко, вцелом о цвете. Теперь темпоритм. Частность, отличающая современный телесериал от многосерийного художественного телефильма. Зритель, умеющий не только смотреть, но и видеть, заметил и ужаснулся измененным ритмом картины. Изначально неспешное повествование, где основное действие, как в литературе «между строк», происходит между кадров. Об отсутствии «экшна» было сказано выше. Все «длинноты» оправданы и заполнены внутренним напряжением, которое и не отпускает зрителя на протяжении всего фильма. И зритель подсознательно включается в игру, предлагаемую ему создателями ленты. Неспешность – что-то вроде маски, внешняя сторона вопроса. Формула картины складывается чуть выше просто сценарной основы. Игра актёров + музыка + монтажный ритм. Плюс великолепная работа В. Катаева, поистине создававшего новый «телевизионный формат». Много ли у нас детективов, будь то милицейских, военных или шпионских, медленно, но не вяло, текущих, без стрельбы, погонь и сцен насилия, не смотря ни на что, ни на секунду «не отпускающих» зрителя? Я вспомню три-четыре.

Ещё в фильме замечательно отработан контрапункт. Страшное и непонятное слово. По сути, то, о чём уже сказано выше. Отсутствие внешнего действия на экране, заполненное напряженной внутренней работой. Диалоги в кадре и закадровый комментарий.

Нельзя не заметить, что в тело фильма плотно вмонтированы кадры военной хроники. Это – один из т.н. режиссёрских «ходов», решений картины. Чёрно-белое изображение скрадывает исторические нестыковки. (Гражданские костюмы практически у всех персонажей современные!) Чёрно-белая стилистика диктовалась, видимо, и ассоциативным рядом: стилизация под фильмы военной поры. Хотя, как мы знаем уже, цветная плёнка была, был опыт работы с цветом, и цветное кино снималось и в годы войны, и после.

Продукция «Свемы» и «Тасмы», пусть не качественно, но количественно вполне отвечала запросам советской киноиндустрии. Ведущие мастера могли получить и «Кодак». Непризнанные на тот момент мастера выкручивались за счёт своего таланта. Так, не получивший «Кодака» на «Рабу любви», П. Лебешев, специальным образом подсвечивал отечественную плёнку, дабы после печати позитив получил «кодаковскую» «синеватость». В. Бурыкин с Е. Мезенцевым*, работая над «Интервенцией», применяли в кадре цветную подсветку, вследствие чего фильм, снятый на далеко не первоклассную плёнку, получил в Лондоне в 1987 году приз за цветовое решение. Вообще не получившие вследствие разных внутрипроизводственных/отношенческих причин цветной плёнки, мастера меняли изобразительное решение, возвращаясь из «цветописи» к традиционной «светописи» чёрно-белого изображения.

Что можно сказать ещё? Потраченных на бессмысленное «улучшательство» миллионов вполне хватило бы на то, чтобы поправить материальное положение многих ветеранов кино и Т. Лиозновой в частности. Увы, её безупречная кинорепутация невольно пошатнулась. С трудом верится, что режиссёр приветствовал надругательство над собственным детищем. Режиссёр, который был крайне требователен на площадке. Принципиальный режиссёр, срывавший запись музыки под управлением уважаемого, но не имевшего отношения к музыке фильма, дирижера, и вызывавший на запись совершенно больного на тот момент Таривердиева. Такая, казалось бы, мелочь…
 

Tags: кино и ТВ
Subscribe

  • Петрушка!

    «Если вставить в музее плачущего большевика…» А верующего большевика следует выставлять в цирке. «Атеизмом, - заключил в…

  • Первый обналиченный гвоздь в крышку движения

    А я всегда говорила, что эта птица никуда не летит! Она на-ри-со-ван-на-я! Не-на-сто-я-ща-я! И я всегда говорила, что такое количество баб в…

  • Про наших

    Признаться, я, как и, вероятно, многие, не раз мысленно задавалась этим вопросом. С кем были бы все эти люди, перешагни они рубеж Перестройки,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments