kineska (kineska) wrote,
kineska
kineska

Хорошая книжка

Об этой книжке в сети упоминания есть, но их немного. И сканы кое-где имеются, и даже заказать её себе за 250 рублей можно, но – вслепую.

А у меня на столе книжка за 65 копеек всего. Называется «Как медведь в космос летал». Книга умная, грамотная, как я могу заключить сегодня, с высоты своего опыта. В детстве, правда, особенно её не любила: написана суховато, техническим языком и, всё-таки, была адресована читателям-мальчикам, а не девочкам. Тем не менее, то, чего мне хотелось узнать о кино тогда, я из этой книжки узнала.



Сканы пришлось тырить: тупо пропал адаптер, а без него никак не попасть в компьютер моим собственным отобранным картинкам!

Итак, кратенько перескажу книжку о том, как делалось кино в прошлом веке, когда его снимали на плёнку, а комбинированные кадры ваялись на примитивнейших мультстанках. И как ваялись! Один Птушко стоил стасемидесятерых бекмамбетовых, не к ночи тот будь помянут, да ещё в таком количестве!

Это сказка. Однажды в лесу появился медведь, переодетый человеком. 

Звери испугались и попрятались сначала, но медведь сказал, что он местный, назвал свои имя и фамилию, а на вопрос, где пропадал столько времени, ответил запросто: в кино снимался.

Далее он достал из чемодана проектор, зарядил плёнку и показал землякам фильм о своём космическом путешествии. Правда, накладка вышла: глупые зайцы, прочтя на экране название «Кинокапустник», решили, что в коробках капуста и сожрали целую часть. Но фильм и без финала поразил лесных жителей. Они, во что бы то ни стало, решили узнать о космосе как можно больше, тем более что медведь многого не договаривал.

Тогда на киностудию были делегированы лиса, ворона, ёж и мышонок. И с этого места начинается самая познавательная часть книги.

К сожалению, авторы сканов обошли стороной рисунки, на которых изображены детали цеха комбинированных кадров с рир-проекционными экранами, мультстанком, монтажным столом, осветительными приборами и пр. Отчасти поэтому, но, главным образом, по техническим причинам я тоже ничего не покажу. А вот зверям эти «киноштуки» показали! И здесь же, в цехе, обнаружился макет космического корабля с манекеном медведя внутри.

Ракету тянула лебёдка (или специально обученные мыши) вдоль стены, обтянутой чёрным бархатом…

Было же время! Сегодня всё снимают в зелёной комнате. Цифра, будь она неладна! Возможностей больше, а фантазии… Но, стоп! Отступление от темы.

Зверям показали панораму сопровождения, когда съёмочный аппарат едет за снимаемым объектом на тележке.

И кадры, которые должны при этом получиться.

Затем – укрупнение главного героя, где хорошо было видно, что попадает в кадр, а что остаётся за ним. Откуда на площадке взялся ещё один медведь - не знаю... Но картинка прекрасно демонстрирует, что зритель увидет на экране только то, что покажет ему режиссёр, и - ни деталью больше! (Кадр выделен белой рамкой и ч/б изображением.) За кадром в этот момент может происходить что угодно. Может стоять толпа любопытствующих, например. Или два ассистента за спиной актёра - поддерживать задник. Или, как здесь, могут бегать разные животные. В идеале же ничто не должно мешать съёмочному процессу.

Дальше – интереснее. Съёмка невесомости. Медведь спокойно ходит по стенам и потолку кабины своего корабля.

В книжке приведены даже схемы макета (которых не было в сканах) с подвижным барабаном внутри и жестко закреплённой камерой -  в разрезе.
 
Ракурс и особенности восприятия действительности человеческим глазом с последующим анализом полученной информации определёнными участками мозга – наше всё!
 
Примерно в такой же конструкции парили и бегали по стенам отроки, отправившиеся к далёкой Кассиопее. Впрочем, книга подписана к печати в 1970 году. «Отроков» ещё и в заявке не было.

В конце герой фильма, медведь, возвращался из космоса на связке воздушных шаров.
 
Для этого медведя подвешивали к перекладине на заднем дворе киностудии и снимали, как он в таком состоянии дрыгает ногами. Целесообразнее было использовать блуждающую маску, но автор книги предложил иной вариант, с вырезанием каждой фазы движения, наклеиванием их поочерёдно на стекло, за которое подавалась рир-проекция с аппарата, стоящего на одной оси со съёмочной камерой. В общем, кинематографисты не искали лёгких путей…
Хотя, почти так сегодня делается, например, перекладная мультипликация. (С другой стороны, - где делается?.. Кто сегодня работает в этой технике?.. Кому это вообще нужно?.. Кроме Норштейна...)

"Кто в этот мир попал, навеки счастлив стал..." Путешествие в мир кино вскружило голову лесным жителям. Еж, Ворона и Лиса ещё в начале экскурсии потихонечку слиняли в ближайшие гримёрку, костюмерку и реквизиторский цех, где поменяли имидж, приоделись и приобрели настоящий лимузин. В конце концов, одним дано любить искусство в себе, другим - себя в искусстве.

На машине и поехали обратно в лес.

И только по дороге домой спохватились, что не оправдали чаяний лесных жителей и ничего так и не узнали о кино.

Звери только посмеялись над своими огламуренными делегатами. А вот мышонок тем временем не только узнал, как слетал в киношный космос знакомый медведь, но и сам успел сняться в фантастическом ужастике, да ещё и с тем самым своим знаменитым земляком, медведем, которого на площадке вообще не было.
 
Мышонок вроде бы и не подозревал, зачем его всё время экскурсии снимали, не знал, что можно сделать из отснятого материала при помощи мультстанка!

Чем замечательна книга, так это тем, что в ней излагаются достоверные факты о кино, без заигрывания с аудиторией малолеток. Я успела отучиться как раз перед приходом цифры. (Призрак цифры неумолимо приближался, а мы всё хихикали, поддевая друг друга: "а кино без плёнки ты снять не хочешь"?!) Мы рисовали схемы движения камер, делали раскадровки и всё это в детской книжечке так или иначе, но упоминается. И главное! О кино написано действительно, как об иллюзии, фокусе, обмане, если хотите. Действе, где зритель сам рады бы был обманываться, принимая на веру предлагаемые создателями ленты правила игры. Незаметно для себя, принимая эти правила и включаясь в игру. Как в детстве.

 


Tags: детство, кино и ТВ, литература, сказка
Subscribe

  • Петрушка!

    «Если вставить в музее плачущего большевика…» А верующего большевика следует выставлять в цирке. «Атеизмом, - заключил в…

  • Два эстонца и одна губная гармоника

    «Маленький реквием для губной гармошки» Таллинфильм 1972 год История о том, как два эстонских парня заблудились во времени. Фильм с…

  • «everybody eat fromage...»

    Oh, la la! Песенка-речевка (oder franzosisch rock&roll?!)! C'est superchouette! А барышня, кажется, Карла Бруни. Уехала с Карлом…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments