kineska (kineska) wrote,
kineska
kineska

Сito! Del! (Про маленький кинолекторий в рамках интервью, наложившийся на впечатления от просмотра)

Старый, лысый, больной человек под закат пришел к мысли, что жизнь суть есть синтез простых вещей, вкупе составляющих единое полотно. Когда солдат становится обязан своим спасением рождению комара, нагнувшись согнать которого, случайно уворачивается от пули снайпера. Или мелкая тварь, паук, закрывает «по высшему промыслу» прицел винтовки немецкого стрелка и того настигает пуля. Обычно подобные озарения находят лет в 20 и раньше. В общем-то любой человек, человек мыслящий, всегда обращает внимание на странную взаимосвязь вещей, поступков, событий, стечение обстоятельств, порой самым радикальным или парадоксальным образом, оказывающих влияние на его жизнь.

Попытка символизма не удалась. Просто дано бывает природой одним художникам больше, другим меньше, третьим – замещено чем-то другим. Здесь же художник давно умер и ощутимо смердит…

Недостижимых высот символизма достиг разве Юрий Ильенко. Почти полвека назад вышел его «Купала». Не стоит же всем подряд карабкаться на те же рубежи. Сил природой отводится ровно столько, сколько следует растратить на то, что призван человек сделать в своей жизни. Здесь же мастер явно заблудился, но упорно твердит всем, кто готов слушать и следовать за ним, да и себе самому, что путь его истинно верен.

Нового слова в киносимволизме, кажется, никто до сей поры не сказал. Символизм – ничто без поэтики. К какой его степени пришел под свой закат 80-летний Куросава! На какой высокой ноте, примиряющей жизнь со смертью, заканчивались его «Сны»! В какую стройную цепочку логично выстраивались отдельные новеллы фильма!

Ровно та же претензия была озвучена в одном из телеинтервью. Но, в данном случае, гора в муках долго-долго рожала мышь. Экранное воплощение не спасло скверно скомпонованной драматургии. Повествование не стало стройней, увязая в слабо прописанных диалогах, нелепых поворотах действия.

Отсыл к библейским аллюзиям сделан на обратном ходу, от «божественного» начала (умысла, промысла, замысла) – к человеческому. Объектом же кино, как известно, является человек. Этот вид искусства гуманистичен более чем любой другой. В кино нет и не может быть ничего немотивированного, абстрактного, чего-то «вообще». Вера, как таковая, является предметом индивидуальным, а, стало быть, подаваться должна через конкретного человека, который, в нужном контексте, раскрывается перед зрителем на всём протяжении киноповествования. Вера «вообще», подаваемая как аксиома и константа сразу переходит в разряд абстракций.

Я не призываю коллег-художников следовать Ленинской модели о «понятности и любимости». Но, как ни крути, конечным потребителем производимого нами предмета искусства, является зритель, тот самый народ. И, вынося своё произведение на «суд общественности», художник говорит с широчайшей аудиторией, с людьми, как знающими его, так услышавшими о нём впервые, как с теми, кто стремился увидеть плод его творчества, так с теми, кто зашел «на огонёк» случайно. Не факт, что продукт получит живой отклик в каждом, как принято было говорить, сердце. Но будет очень хорошо, если даже просто не оставит равнодушными несколько десятков человек.

Негативная реакция, неприятие – тоже результат. Но раздражение – это уже другое. Конечно, в основе его может лежать недопонимание материала, но чаще – несовпадение. Если мне, как зрителю, пытаются в форме открытия преподать то, что мне заведомо уже известно, пытаются исказить известную мне информацию, грубо пройтись по моим жизненным ценностям и приоритетам, ничем при этом не мотивируя такого взгляда на вещи и подавая его как единственно правильную позицию, то тут уже возникают вопросы об ответственности творца. Ответственности за то, что он делает.

Творцу не подобает выступать в качестве адвоката и, всюду следуя за своим произведением, объяснять публике, что именно он хотел сказать.

Художник обращается ко всем, но уводит за собой  лишь тех, кому оказывается близок. А этих людей он должен представлять себе, ориентируя на них продукт своего творчества.


Tags: кино и ТВ
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Пусть расцветают все цветы...

  • Михал Михалыч 2005-2021

    Я спросила парня, который спас котёнка, как его зовут и можно ли назвать котёнка в его честь. Так бездомный малыш стал Михал Михалычем. А парни…

  • У меня умирает кот...

    Прямо сейчас. Лежит за стеной, на столе, на кухне и умирает. И ничего нельзя сделать потому, что ему шестнадцать лет и куча всякой хроники. Врачи…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments