kineska (kineska) wrote,
kineska
kineska

Categories:

"Через Вселенную"

Начать, наверное, следовало бы с того, что подтолкнуло меня к просмотру данного фильма. Это были песни «Битлз».

Все мы, мало того, что вышли из шинели Гоголя, так большинство из нас навсегда хронически и прекрасно отравлены урожаем земляничных полей, поднявшимся на скупой и нервной британской почве.

Как несколько ранее к новой версии «Суперстара», о которой обязательно скажу потом, к «Вселенной» подходила с осторожностью и опаской. До тех пор, пока не прозвучало ключевое слово «Фрида» и ни всплыло за ним имя Джулии Теймор. Начиная с этого момента, битломан и кинематографист во мне, оба впали в некоторое замешательство. «Фрида» в своё время приятно поразила меня изобразительной, стороной. Теперь вот на горизонте замаячила «Вселенная». 

 

Первый момент, на котором ловлю себя – мне интересно новое звучание песен. По сюжетному ходу, надо сказать, довольно предсказуемому, стремлюсь угадать, какие музыкальные номера услышу. Справедливости ради – все песни в контекстах и в нужных местах. Впрочем, можно было бы и без них. Но тогда был бы голый копеечный сюжет, да и только. А что в таком случае первично, песни или фильм? Я отвечаю – песни. Я объясняю, почему. Я знаю историю каждой. Знаю, когда она создавалась по времени. Знаю альбомы и фильмы битлов. Вместе с тем, двоякости добавляло приятие песенного материала на фоне лёгкого недоумения по поводу его фактического применения… И почему именно «Битлз», а не, скажем Боб Дилан? Ловлю себя на том, что после каждого музыкального номера, с излишним азартом жду следующего, пытаясь предугадать его по ходу повествования. Хотя, возможно, моё восприятие стало бы несколько иным, будь я знакома с творчеством битлов исключительно по Балкантоновскому сборнику «Песни о любви».

Изобразительное решение абсолютно и безупречно. Разбирать его не стану. Не вижу смысла писать о достоинствах картины. Теймор – Мастер. И все определяющие высокого уровня мастерства в фильме налицо. Только свежесть и новизна, что присутствовали во «Фриде», во «Вселенной» отсутствуют. Монтажные, визуальные приёмы использованы те же, отлитые в тех же режиссёрских заготовках, но, не смотря на всё это, фильм становится менее убедительным. Он – как глиняный Колосс на трёх мощных столпах, имена которым Кен Рассел, Милош Форман и Алан Паркер. Опять же – не в упрёк Теймор! Она мастерски работает с формой, но её рукой ведёт незримый классик и, на фоне этих двух гигантов, опять возникает ощущение вторичности. Всё уже было, а нового не сказано.

Хотя… Попытаюсь перечислить эпизоды, которые просто заворожили меня. «I Whant You» - сцена на призывном пункте.  Думаю, Расел аплодировал бы сцене с призывниками, солдатами и кабинетами, как аплодировал бы Медведкин, ещё на заре кинематографа придумавший солдат в одинаковых масках, Юткевич, в более простой, но не менее замечательной форме пустивший на конвеерную ленту призывного пункта своего Швейка. Я аплодировала Теймор и всем им в её лице. Статуя свободы, экспортируемая на плечах молодых призывников – простая по форме и очень сильная метафора!

Аплодирую эпизоду «Бенефис Мистера Кайта». Ловлю оркестрантский привет Феллини и ощущаю незримое присутствие теней Эйзенштейна с Мейерхольдом. Остальное очевидно.

Кстати, мелькал ещё один приёмчик Тарковского в эпизоде поездки на хипперском автобусе «Blue Bird». Я не стала бы упоминать об этом т.к. изначально не была уверена, но, когда в следующем эпизоде закачались под ветром травы, подумалось, что без него тут, всё-таки не обошлось.

О чём это говорит? Только о том, что Теймор хорошо училась и смотрела правильные фильмы.

Аплодирую «Strowberry Feelds», но без особого энтузиазма, так как находка сама по себе неплоха, но предсказуема, и вызывает улыбку разговор о логотипе в виде клубники.

Аплодирую «Revolution». Госпелу «Let It Be».

Нравится степень условности, в которой снята картина. Абстракции на тему знаковых моментов из истории 60-х. Просто девушка-певица, просто чёрный гитарист, не Дженнис и не Джимми. И просто так герои поют на крыше…

Ловлю себя на мысли, что более уместен, всё-таки был бы оригинальный музыкальный ряд, нежели песни «Битлз», благодаря которым у киноповествования нет безупречной стройности. И тут же гоню прочь такие мысли. Фильм стал бы парафразом на темы «Hair», а я и так, признаться, опасалась соскальзывания в эту степь. 

И всё же, при всей своей вторичности, картина сильная, грамотная и добротная. Не думаю, что Теймор ставила сверхзадачей сказать что-то новое в данном контексте. Возможно, это был метафоричный, иносказательный ответ творца на реалии нового времени. Ведь история, как известно, не стоит на месте, а ходит кругами как слепая лошадь, наступая на одни и те же грабли.

 

PS: Специально для тех, кому обещала написать отзыв о «Вселенной» не с точки зрения кинематографической, а – с битломанской.

Tags: кино и ТВ, музыка
Subscribe

  • Петрушка!

    «Если вставить в музее плачущего большевика…» А верующего большевика следует выставлять в цирке. «Атеизмом, - заключил в…

  • Первый обналиченный гвоздь в крышку движения

    А я всегда говорила, что эта птица никуда не летит! Она на-ри-со-ван-на-я! Не-на-сто-я-ща-я! И я всегда говорила, что такое количество баб в…

  • Про наших

    Признаться, я, как и, вероятно, многие, не раз мысленно задавалась этим вопросом. С кем были бы все эти люди, перешагни они рубеж Перестройки,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments