kineska (kineska) wrote,
kineska
kineska

Categories:

Страсти по Рене

Датский режиссёр Карл Дрейер сделал себе имя в искусстве, снимая в разных странах фильмы на национальном материале принимающей стороны. Помимо родной Дании, он работал в Швеции, Германии, Франции. Работал неровно, не был бесспорным любимцем публики и баловнем успеха, и, возможно, как и многие его коллеги-современники, не оставил бы значимого следа в истории Мирового кинематографа, если бы в один прекрасный день звёзды, сойдясь особым образом, ни указали ему на Францию.
Материал, привлекший внимание режиссёра, касался героических страниц французской истории. Сами французы, как известно, славятся ревностным отношением к своему историческому прошлому, особенно, если на такое «замахивается» иностранец.
А «замахнулся» Дрейер, не больше и не меньше, чем на историю Жанны Д`Арк, высоко почитаемой французами национальной героини. В архивах были обнаружены протоколы допроса Жанны. По ним, в точности соблюдая детали и не отходя от текста, Дрейером был написан сценарий. На главные приглашались известнейшие французские артисты, Мишель Симон и Антонен Арто. В заглавной роли выступила молодая театральная актриса Рене Фальконетти.

Трудно сказать, почему выбор Дрейера пал именно на Рене. Она была актрисой «лёгкого жанра», играла в водевилях. В фильме Дрейера её ожидало полное перевоплощение.
Актёрски довольно сложно показать человека, одержимого религиозным экстазом. Именно в таком состоянии предстаёт перед лицом суда арестованная Жанна. Ей девятнадцать лет. Её вера придаёт ей силы, хотя она едва держится на ногах. Её слабость моментами одерживает верх и Жанна в отчаянии оказывается просто перепуганной девчонкой, маленькой и ничтожной перед лицом уважаемых судей, на фоне своей великой битвы; просто девчонкой, раздираемой сильнейшими страстями.
Жанна надломлена, нездорова. Суду довольно скоро удаётся переубедить её, склонить к отказу от утверждений о собственной избранности, великой миссии, порученной самим святым Михаилом. Это позволит сохранить жизнь Жанне, правда, в обмен на заточение. А на площади тем временем был приготовлен костёр и раздосадованным церковникам ничего не оставалось уже кроме, как разойтись. Подсудимая выбрала жизнь – казни не будет. Для Жанны наступает самая тяжелая в её жизни ночь. Солдаты, охраняющие узницу, развлекают себя тем, что надевают не голову отрешенной девушки проволочную корону. Ёрничая, кланяются ей. «Святая!». И Жанна будто пробуждается от странного оцепенения, охватившего её всю. Она чувствует себя отступницей. Она снова видит знаки своей избранности и в словах солдат, в короне на своей голове, в тени от оконной рамы, отобразившейся на полу в виде попранного креста.
И Жанна делает свой окончательный, роковой, выбор.
Последние минуты перед казнью – прощание Жанны с жизнью. Проходя через толпу, она отмечает только взглядом всё, чего, лишает в этот момент себя. Заплаканная девятнадцатилетняя девчонка, которой страшно, но которой постепенно снова овладевает прежний религиозный экстаз. Верёвка падает с её рук – она сама подаёт её палачу и подставляет руки. Она просит лишь распятие. И по толпе, собравшейся на казнь ведьмы, пробегает ропот. Кто-то кидает в лицо суду: «Вы сожгли святую!» В церковников из толпы летят камни.  Солдаты стреляют во взбунтовавшихся людей. Проливается новая кровь…
Весь сюжет.

Надо отметить, что, ни на шаг не отступая от исторических документальных свидетельств, Дрейер придерживается и крайней натуралистичности в съёмках. В сцене кровопускания,  в сцене казни Жанны. Это оказывает ударное эмоциональное воздействие на зрителя, превращая его в непосредственного свидетеля средневековых реалий. И только камера в руках кинооператора  осуществляет связь с веком двадцатым,  в духе киноэксперимента 20-х, выделывая головокружительные кульбиты, облекая образы средневековья современной, кинематографической ризой золотых лет расцвета немого кино. Раскачивается как набатный колокол, выхватывает из толпы отдельные лица, взмывает и реет над головами как обезумевшая птица.
Водевильное прошлое Фальконетти ни на миг не заявляет о себе. На экране серьёзная драматическая актриса. Рене играет без грима, в основном, - на крупных и средних планах, максимально используя все средства актёрской выразительности, свойственные немому кино. Дрейер с головой погрузил её в сложнейший образ, освободиться от которого Рене впоследствии так и не смогла, оставшись актрисой одной роли.
О ней почти ничего не известно. Не сохранилось даже фото. Американская популярная киноэнциклопедия, с долей характерного голливудского снобизма, вскользь упоминает в главе о европейском кинематографе фильм Дрейера «Страсти Жанны Д`Арк». По словам американского киноведа, Рене сочла кинобизнес слишком хлопотным для себя занятием и навсегда «завязала» со съёмочными площадками. На самом деле, после первой же и единственной своей, «звёздной», кинороли, актриса Рене Фальконетти попала в психиатрическую больницу.
Лента «Страсти Жанны Д`Арк» до сих пор считается лучшим кинообращением к теме народной героини Франции. Благодаря этому фильму в историю Мирового кино вписано имя датчанина Карла Дрейера. Фильм включён в обязательную учебную просмотровую программу киновузов.
Чуть позже Дрейер отметился ещё одной удачной работой, также вошедшей в программу, но уже звукового кино, лентой «Вампир». Но это, как говорится, уже другая история.
Конечно, успеха «Страстей» Дрейер больше не повторил.




Tags: кино и ТВ
Subscribe

  • Петрушка!

    «Если вставить в музее плачущего большевика…» А верующего большевика следует выставлять в цирке. «Атеизмом, - заключил в…

  • Про наших

    Признаться, я, как и, вероятно, многие, не раз мысленно задавалась этим вопросом. С кем были бы все эти люди, перешагни они рубеж Перестройки,…

  • Два эстонца и одна губная гармоника

    «Маленький реквием для губной гармошки» Таллинфильм 1972 год История о том, как два эстонских парня заблудились во времени. Фильм с…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments