kineska (kineska) wrote,
kineska
kineska

По цепочке, по ниточке...

Устроила себе ретроспективу Земана. Чего и всем желаю. Только смотреть лучше не перекупленное американцами, переозвученное и заново переведённое уже с английского на русский, кино этого удивительного режиссёра, а то, что выходило когда-то в нашем прокате. С советским дубляжем.
Пересмотреть старые чехословацкие сказки захотелось после Овчаровских «Мифов». Потянулась ниточка… После Земановского «Мюнхаузена» вспомнилось «Путешестиве на Луну» незабвенного Мельеса. Что, впрочем, естественно.
Вот «чистая» мультипликация Земана почему-то меня не тронула. Видимо, ожидала большего. Чего-то ещё более тонкого, более филигранного, яркого… Ни в коем случае не хочу сказать, что Земан выдохся к концу 60-х. Он и в 70-е сделал несколько симпатичных детских картин. Просто других. Не таких, как «Мюнхаузен», «Украденный дирижабль» или «Тайна острова Бек-Кап».
Я помню день, когда для меня впервые прозвучало имя Карела Земана.
Был первый курс. Суббота – занятия по мастерству. Приходил Мастер и был с нами весь день. А Мастер это – Бог. А, тем более, - наш Мастер. Да и, собственно, те, кто бы Мастера в грош бы не ставил, не осмелились бы ни пропустить в этот день занятия, ни даже опоздать. Тем более я, по уже озвученной выше причине. И вообще, я и по сей день ставлю его повыше многих именитых в киноиерархии. Творческой киноиерархии, разумеется, т.к. его чиновничье кресло и так стоит довольно высоко.
Итак, была суббота. Я торопилась на занятия, одним глазом поглядывая в телевизор. Люблю чехословацкое кино! Но такого, что возникло в тот момент на экране, мне до тех пор видеть не приходилось. В миг улетучилось куда-то и моё студенческое рвение, и благоговейное преклонение перед Мастером. И сам Мастер вдруг резко покачнулся и дал крен. Я села перед телевизором и досмотрела фильм до конца. Это был «Украденный дирижабль».
(Я лишь дважды пренебрегла занятиями по мастерству. Второй раз – когда в просмотровом шел «Иван Грозный». Дотоле я не видела этой картины на большом экране. Без комментариев.)
У нас, пожалуй, только Птушко столь же изящно и, справедливости ради сказать, намного раньше, чем Карел Земан, начал совмещать в кадре живого актёра и анимированную модель. Его модель была объёмной куклой как матрос Братишкин или знаменитые лилипуты, снятые покадрово. Была и, своего рода, «масштабной куклой», работавшей в одном кадре с живым актёром, снятом методом двойной экспозиции, как в «Золотом ключике». А его мастерски исполненные макетные сцены в «Детях капитана Гранта» Вайнштока практически не отличить от натурных!
И на такой вот, благостной, нотке в памяти возникла неожиданно довольно примитивная попытка румынских кинематографистов образца начала 80-х снова совместить в одном кадре рисованный и «живой» персонаж. Да совместить так искусно, что те иной раз даже по направлению взгляда не совпадали, что, само по себе уже – явный и неисправимый брак.
Точнее, нет. В памяти фильм не задержался. И я была ещё мала, и фильм мало интересен. Светлячки, бабочки, лягушки… Все поют… «Певчие в синагоге так поют…» Звучит голос Леонида Серебрянникова… Да, да, я – про «Марию-Мирабелу» Иона Попеску Гопо.
Фильм запомнился мало – запомнилась нездоровая атмосфера умиления вокруг его появления. Будто бы действительно румыны сказали новое слово в кинематографе. Будто бы разом заткнули за пояс и чехословацкого гения Земана, и нашего великого Птушко. Прямо тут, на его родине, будто бы и уели…
Целая передача прошла по ТВ! Вела какая-то дама. В студии присутствовал режиссёр, звучали восхищённые комплименты и заявления, что живой актёр и анимационный персонаж были совмещены в кадре впервые. А я сидела перед экраном и недоумевала: только накануне посмотрела в кинотеатре «Арапа Петра Великого», где в анимационной увертюре к фильму и рисованные персонажи с живыми актёрами были совмещены, и вообще возникала целая «живая картина»…
И намного раньше, чем у румын… (К стыду своему, до сих пор не знаю, кто автор анимационных врезок в «Арапе»!) У нас давно практиковалось… Впрочем, в своих отечествах «пророки» традиционно непопулярны. Не знаю, как на родине Земана, у нас имя Птушко явно не на массовом слуху. Не возьмусь представить себе, сколько человек у нас вспомнят сегодня «Марию Мирабелу», и имена её создателей. Как и сколько наберётся гурманов, способных правильно отрефлексировать на фамилию «Овчаров», с которой, собственно, и начала у меня писаться эта заметка. Так, одно за другое, - начал распускаться клубочек памяти, вытягивая на свет, пусть косвенно, но связанные друг с другом события.
Tags: кино и ТВ, мастер, мемуар, мир кино
Subscribe

  • Петрушка!

    «Если вставить в музее плачущего большевика…» А верующего большевика следует выставлять в цирке. «Атеизмом, - заключил в…

  • Про наших

    Признаться, я, как и, вероятно, многие, не раз мысленно задавалась этим вопросом. С кем были бы все эти люди, перешагни они рубеж Перестройки,…

  • Куда всё катится?

    Гроза долго колебалась, идти ей в наши края или не идти. Плюнула, ногой топнула и не пошла. Нам это вылилось в небольшой дождичек и далёкий гром.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments