kineska (kineska) wrote,
kineska
kineska

"В день какой - неведомо, в никаком году..."

Я не хотела писать о новом сериале "Анна Герман". Кино получилось откровенно слабое и на том можно было бы ставить точку. Но меня крайне возмутил какой-то проходимец в последних сериях, которого женщина в скверном синтетическом парике, чем-то действительно похожая на редактора Качалину, выдавала за режиссёра, судя по всему, фильма "Судьба". Да и сам он, не моргнув глазом, назвал себя Евгением. Случись это в первых сериях, я бы даже фоном не включила такую телеподелку из уважения к Евгению Семёновичу Матвееву.


Я никогда не была поклонницей Анны Герман. Её голос не вызывал у меня раздражения, но и не очаровывал. Я просто знала, что есть такая певица. Что она из Польши. Что поёт наши песни и народ её любит.
Отчего-то запомнилась мне такая сцена. Вечер. Мы сидим с какой-то девчонкой, моей ровесницей, и она, вращая глазами, рассказывает мне с жаром, что Анну Герман после катастрофы сшивали по кускам. Она услышала это от родителей. Мы были так малы, что воспринимали подобную идиоматику буквально. Хотя, признаться, я очень сильно сомневалась в том, что сшить человека по кускам возможно. Но девчонка настаивала и, как аргумент, приводила то, что Герман даже какое-то время пела сидя… Я этого не помню. Я вообще, никогда особенно не любила отечественную эстраду, ту, что пришлась на мой век с начала 80-х.
«Анна Герман». Телесериал.
Целевая аудитория – домохозяйки, сентиментальные барышни, поклонники творчества певицы, любопытствующие.
Жанр – во-первых, мелодрама, во-вторых – биография, в третьих – музыкальный. В таком, примерно порядке. Плюс ко всему – очень сильно натянутое ретро. Не понятно, на что, натянутое… Абсолютнейшая лажа по костюму, по антуражу, по стилистике и способам съёмки.
Концепция – отсутствует.
Повествование скомкано. Масса неоправданных длиннот на фоне «пробалтывания» достаточно важных моментов.
Идея – не определена.
Набор штампов – характерный для отечественного кинематографа нового времени. Дутый пшик, замешанный на событии, громком имени или просто на пустом месте с непременным тухлым винегретом из кровавой гэбни, тоталитарного СССР и обретённого бога.
Рекомендовано к просмотру с 12 лет. Не помню, было ли мне уже 12, когда была жива Анна Герман.
Я и сейчас, признаться, отношусь к творчеству Герман без истерик. Она, безусловно, замечательная, уникальная и самобытная певица, очень красивая женщина, но…
В моей коллекции имеется гибкая пластинка с её песнями – 1 шт. Диск-гигант, записанный весьма дурно, на каком-то концерте, по трансляции, судя по всему, - с операторского пульта, - 1шт. Двойной диск из серии «Золотая коллекция» - 1 шт. Каждый носитель был прослушан мною всего по одному разу.
Но настоящие поклонники, обсуждающие фильм в сети, отмечают, главным образом, два момента. Первое – много придуманного. Второе – «давайте, не будем обращать внимание на недостатки фильма, а будем слушать этот хрустальный голос!». Зачем эти люди так себя изводят? – хочется их спросить. Поставьте диск! В одном они правы – недостатки у фильма действительно есть. Главный недостаток ленты – она отвратительно снята и скверно написана!
Сыграна… Ну, что делать и как быть актёру при нулёвой режиссуре и такой же драматургии? К актёрам у меня особых претензий нет, даже к исполнительнице заглавной роли, неожиданно, вопреки моей предвзятости, оказавшейся довольно приличной актрисой, в отличие от той же Васильевой, например…
Сериал – особый жанр. Вообще, подходить к разбору любого произведения без учёта его жанровой принадлежности, не имеет смысла. Сериал – визуальная жвачка, рассчитанная на, как правило, непритязательную аудиторию. Но здесь мы видим претензию на биографическое кино.
Ясное дело, биографическая лента – не протокол для отдела кадров. Сделать художественное (а, иногда, и документальное) произведение без тени вымысла невозможно! Но, когда вымысел граничит с откровенной отсебятиной, когда один за другим следуют киноляпы, когда нарушается смысл и логика повествования, это может свидетельствовать либо о полной некомпетентности создателей фильма, либо об их полном неуважении к зрителю.
На мой взгляд, имеет место и то, и другое. Что и в какой степени - определить сложнее. Взять хотя бы сцену с записью «Эха любви».*
Литературная редактура, опять же, на нуле. «Ты всё-таки одела их?!» (О туфлях.) «Едь потише!» «Я соскучилась за вами.» Одним словом, сплошное «ты давеча подскользнулся, шедши со школы, дабы не подскользнуться вдругоять – ехай автобусом».
Отзывы в сети по большей части позитивные. Ну, ещё бы! Женщин вообще в природе больше, чем мужчин. А мелодраму им дай – так и хлебом можно не кормить, если есть возможность поплакать.
К слову, плакать зрителя заставить гораздо проще, чем смеяться. Разумеется, я не клоню к тому, чтобы снять комедию про Анну Герман. Но подобное, псевдопафосное, душещипательное кино у думающего зрителя способно вызвать скорее улыбку, чем слезу. Чего стоит хотя бы одна сцена с Ахматовой и Раневской! Сколько патетики! Сколько пафосу, притом, что мелодрама разыгрывается, буквально с неба упав на пустое место. Мне вспомнился давнишний фильм «Роман и Франческа», где героям ленты в тяжелые, ключевые и переломные моменты являлся некто Иоанн Вольфганг Гёте в образе местного бомжа и выводил мораль… А тут впору цвет мировой психиатрии на экран выпускать.
Справедливости ради, в нескольких сериях проявился-таки тонкий флёр, свойственный польскому кинематографу. И у меня возникла надежда на то, что, вырулив из абсолютно бездарно снятых сцен детства героини в страшном, кровавом и тоталитарном СССР на «польскую стезю», фильм выровняется и перестанет пускать пузыри как очередной мыльный кинопродукт. Но нет. Создатели ленты продолжали искусственно раздувать его, нагнетая излишнюю мелодраматичность. А мыло, как известно, здорово ест глаза!
В какой-то момент я попыталась вспомнить, а, вообще, снята ли в новом времени хоть одна удачная биографическая лента? Ведь сделано их было, на самом деле, немало, даже в одной только нашей стране! И тут снова не удалось сделать скидку сериалу о Герман. Потому, что есть в природе Джулия Теймор, сделавшая великолепный фильм о Фриде Кало. Не менее трагической фигуре, кстати, чем Анна Герман.
Печально, что планка современного кино занижена донельзя. Печально, что это уже тенденция, свойственная, увы, не только отечественному кинематографу. Печально, что об Анне Герман снова не получилось мало-мальски достойного её полотна… Это же не первая попытка создания фильма о замечательной польской певице. И снова, увы, неудачная…
В фильме рефреном звучит притча о певчей птичке. Её бы и можно было использовать, как ход, на котором выстраивалось бы и дальнейшее повествование. Лучше, конечно бы что-то более иносказательное, но, можно и так. Птичка поёт вопреки всему. Вопреки голоду, холоду, вопреки тому, что бытует мнение о том, что нельзя петь в клетке, вопреки всему. Поёт потому, что рождена для этого и не может не петь. И песня даёт силы жить. Жить и бороться с невзгодами, держаться за жизнь и удержаться в ней, сколько то было можно. Сколько было отпущено жить – столько и петь…
____________________________________________________________________
*
Позволю себе небольшое отступление.
Эту историю рассказал мне однажды мой Мастер. Режиссёр Л. пришла на студию, где записывали музыку для её фильма. Композитор Т. был болен. Жестоко грипповал с высокой температурой и не смог дирижировать оркестром. Л. же, войдя в зал и увидев за пультом известного армянского дирижера, народного артиста СССР, громко возмутилась: «Что это за м**ак?! Где Т.?!!» Её слышал и весь оркестр, и группа, и сам дирижер… Но Л. не смутилась. Она болела за своё кино. Её не интересовало, что Т. слёг с высокой температурой. Ведь для артиста существует единственная уважительная причина, по которой он может не прийти на спектакль/съёмку/запись/выступление. Смерть. Т. же был болен, но жив. И, по настоянию Л., не жалевшей ни других, ни себя на съёмочной площадке, был привезён на студию и дирижировал. Извинения второму дирижеру так и не были принесены.
К чему это я? Ключевая фраза – слова Л., сорвавшиеся и с моего языка, когда в последней серии фильма некий самозванец представился Евгением, режиссёром фильма, песню к которому записывала Герман. «Что это за м**ак? Почему он выдаёт себя за Матвеева?!!»




Tags: "тяжела и неказиста", брюзжание, кино и ТВ
Subscribe

  • Петрушка!

    «Если вставить в музее плачущего большевика…» А верующего большевика следует выставлять в цирке. «Атеизмом, - заключил в…

  • Первый обналиченный гвоздь в крышку движения

    А я всегда говорила, что эта птица никуда не летит! Она на-ри-со-ван-на-я! Не-на-сто-я-ща-я! И я всегда говорила, что такое количество баб в…

  • Ich liebe Deutsch!!!

    Ich liebe die deutsche Sprache, aber eine seltsame Liebe. Seltsame потому, что etwas Natives ist gehört. Да. Что-то слышится... Русский? Да.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment