kineska (kineska) wrote,
kineska
kineska

Водичка с газом

История об убийце, получившем прозвище «Мосгаз», - старая Московская криминальная легенда. Старая, хорошо известная. Много раз ретранслированная «сарафанным радио», описанная в криминальной литературе. Почему выбор создателей очередного сериала пал именно на неё – непонятно. Простор для бредовых фантазий предоставляют дела менее известные, или вовсе, придуманные на пустом месте. Можно было и не заставлять Ионесяна в гробу вертеться. И, если в фильме изначально не предполагалась Московская натура, почему было бы не перенести действие куда-нибудь ещё? Впрочем, сказал бы мне кто-нибудь сразу, что режиссёр этой телеподелки является постановщиком «Мы из будущего», я бы не отнеслась к ней сколь бы то ни было серьёзно. Каюсь: повелась на Московскую тему…



В общем, на голубых экранах очередная мелодрама, герои которой, параллельно с решением собственных проблем, расследуют дело некоего серийного убийцы.

«Серийного убийцы»! Именно!  Прямо так и говорят. И ещё произносят слово «маньяк». Хотя, этими понятиями, мало того, что в те годы не кидались, так ими и сверху ещё не рекомендовано было кидаться т.к. дело происходило в стране победившего социализма, у граждан которой не должно было по определению присутствовать подобных «родимых пятен».

С места убийства на место убийства ходит доморощенный шериф. Эдакий Юл Бриннер для бедных. В штатском. В широкополой шляпе, в пальто нараспашку. Шляпу в помещении не снимает, вызывающе (и подозрительно) смел с начальством, оружием машет, кулаками машет, «бредит о жене похоронённой». По легенде – фронтовик, но выправки ноль.

Пальто у него стильное, импортное, не драповое из масспошива, а, вроде букле. Шляпа почти ковбойская. Прямо так, в шляпе и пальто, лезет по стене и движется по карнизу, чтобы спасти мальчика*. С точки зрения логики – в пальто неудобно и поля шляпы мешают. Но зато костюм, заявленный на карнизе, на каскадёре, создаёт у зрителя момент уверенности, что на высоте оказался всё тот же несгибаемый шериф. Режиссёру двойка, каскадёр молодец.

К чести художника по костюмам, киношные москвичи одеты довольно прилично и даже нарядно. Это – вопреки укрепившейся за последние годы порочной тенденции Мосфильма обряжать всех в чёрное и рваное, дабы подчеркнуть бедность советских граждан. Хотя, в Москве, как и во всех крупных городах, одевались довольно хорошо. Правда, не ходили растрёпами с торчащими во все стороны кудрями. И зимой без шапок не ходили, особенно женщины. Подозрительный перегиб: притом, что некоторые так и просто будто бы сошли со страниц модного журнала, многие женщины поголовно в беретах, сдвинутых почему-то на затылок. Ни одного платка, ни одной модной молодёжной шапочки с ушками. Доморощенный Бриннер, опять же, в шляпе. A propos, зимой в шляпе как-то не принято было ходить. Холодно и, опять же, снег на полях собирается…

Замечен творческий интеллигент, художник, с битловской чёлочкой на лоб. Автор «гениальной декорации» в несуществующем Московском театре музыкальной комедии, но обозванный «пидорасом» лично, в лицо, Никитой Сергеевичем Хрущёвым в блестящем, надо сказать, исполнении Сергея Лосева. В то, что сказано устами хорошего актёра Лосева – верю безоговорочно, но в заявленную гениальность художника – с трудом.

Художник хочет валюты, художник рвётся за рубеж. Художник даже устраивает подпольную персональную выставку, за что его не берут на гастроли в ГДР. А солиста театра, лабающего по кабакам с репертуаром Иосифа Кобзона, берут, что странно…

Ну, а остальные персонажи пока ещё просто ходят на экране и не проявили себя ни рыбой, ни мясом. Харизмы им, что ли, не хватает? Как той, что по роли ни прописана, ни проработана, ни личностной… Правда, впечатляет языкатый МУРовский полковник, судя по всему, персонаж отрицательный, потому, что активно и вызывающе не любит «шерифа Бриннера». Да, вдобавок, карьерист – метит в генеральские зятья. И ходит подчёркнуто в форме, и усишки носит мерзкие, и какой-то чистенький, гладенький. Потенциальная мразь…

Кстати, в кабинете его будущего тестя неожиданно мелькнула приветом из будущего же чеканка 70-х годов с профилем Ленина.  Хочется верить, что показалось ибо такое – уже ни в какие ворота...

И, наконец. ОНИ УЖЕ НЕ КУРЯТ В КАДРЕ! Никто! Ни разу! Ни женщины, ни мужчины, ни молодые, ни старые; ни «хорошие», ни «плохие». Не поддымлен ни один кадр даже красоты ради. Даже в ресторане. Даже в сцене в просмотровой, где прекрасно «поплыл» бы лучик прожектора, растворяясь в дымке… Ни-ни! Ни люмпен-пролетариат на улицах, ни милиция, ни творческая интеллигенция. Ни один! Это шестидесятые! Не верю!!! Двойка режиссёру! Уходить от навязанной проблемы можно  (и нужно!) творчески, а не тупо, «следуя пожеланиям партии и правительства…» Я не упрекаю его в скромности дарования. Я не ставлю ему на вид чистое отсутствие масштабного, концептуального кинематографического видения, мышления – им обладали единицы. Но должен же он ещё что-нибудь уметь, кроме, как отдавать команды «Мотор!-Камера!-Начали!»! Эти постоянные «зловещие» рапиды! Эти «роковые» музыкальные акценты! Всё – от беспомощности! От полной профессиональной несостоятельности!

Сценаристы делали свою работу – заполняли жвачкой пустоты между действиями. Им по валу платят. Высоких требований к сериалам всё равно никто не предъявляет. «Не нравится – не смотри!» Но, ребята! А как после такой халтуры с самоощущением-то? Не всё же оправдываться тем, что «семью кормить надо», а, заодно, дачу достроить и на старость отложить!
_______________________________________
* просто: шел, увидел мальчика на карнизе, взял и спас. Он же положительный герой - ему нельзя иначе, вот и высасывают повод для подвига из пальца, а, чтобы два раза не подниматься, боком и вскользь тоже Мосгаза помянули...



Tags: кино и ТВ
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments