kineska (kineska) wrote,
kineska
kineska

Водичка с газом (продолжение)

Это продолжение выложенного чуть ранее, написанного после просмотра первых двух серий "Мосгаза". Отдельно читать нижеследующее не имеет смысла. Более того, это можно вообще не читать...

Далее приведу лишь отдельные записи, сделанные по ходу просмотра всей этой «газовой атаки». Нас так учили: сел смотреть – смотри до конца. Но я – без фанатизма. Так… Как есть… Не рецензия, ибо предмет того не заслуживает и, вообще, несерьёзно это.



Цифры перед абзацами будут обозначать примерные номера серий, а ниже – по нескольку эмоций на предмет.

3.

«Бриннер»-таки появляется в форме. В кителе крайне неорганичен. На фоне погон его голова как дыня на блюде. Великолепен Лосев-Хрущёв.

Некурящие фронтовики нестройно, мимо нот и перевирая слова, поют «Если завтра война…»

Артисты театра музкомедии танцуют твист под шейк с грациозностью крупного рогатого скота.

Художник рисует фломастером.

Обостряется мелодрама между шерифом и матерью малолетнего свидетеля, между главной героиней, чью профессию не могу определить – она и эксперт, и труп в морге обследует, и на опознаниях присутствует, - и солистом. 

Солиста должен играть актёр с убийственным обаянием. Как Зубков в «Над Тиссой» или Абрикосов в «Партийном билете». Оба редкие красавцы, полные обаяния, глядя на которых зрителю просто не хочется верить, что оба – персонажи отрицательные. До самой развязки! А здесь – ходульный, фригидный, довольно тусклый персонаж. Впрочем, обаяния лишены абсолютно все. Видимо это было одним из критериев отбора.

Мне в принципе нет дела, сильно ли была на сносях исполнительница главной роли. Мне важно, почему на экране у её героини одутловатое, вечно опухшее лицо, будто та пьёт, не просыхая. Мадонна, в «Эвите», к слову, ни в одном кадре не появляется с отёкшим лицом. Двойка гримёрам, режиссёру и продюсеру, за то, что не стали искать другую героиню. Актрис много. И, в роли начинающей, молоденькой… гм…  Если сами сценаристы не определились, кем она там работает, я, тем более, не могу… В общем,  вполне была бы уместна молодая же и не беременная актриса. Заодно мог бы состояться и неожиданный дебют.

Нежное отношение солиста к перчаточной кукле, Петрушке Кеше, с первого же появления их вдвоём, наводит неискушенного зрителя на мысль о небольших странностях солиста, а поклонников сериала «Южный парк» чётко ассоциирует с Гаррисоном и его мистером Шляпой, что, впрочем, также выруливает на девиации. Однако, на чуть иные…

За дружбу с художником снимают-таки с поездки и солиста! Вот так и подставляют себя сценаристы, позволяя зрителю в промежутках между сериями размышлять об их профессиональной компетенции.

Женщина-инструктор Минкульта, одинокая, живёт в хорошо обставленной двухкомнатной квартире! К слову, сам Аркадий Райкин, фигура куда более крупная, обитал в те поры в обычной Ленинградской коммуналке. Как абсолютное большинство советских граждан в городах.

Художника обозвали стилягой. У меня с самой первой серии большое сомнение в том, зачем было лепить ему эту битловскую чёлочку. Не закономернее ли было взбить кок? Или сделать его небритым бессеребренником… Правда, такому просто необходимо было бы хоть раз закурить в кадре, да и женщина-инструктор не подпустила бы к себе такого… 

Вообще, образ не продуман и не проработан. В нём «в одну телегу впряжены» «конь», художник-трудяга-гений, чего, правда, в фильме ни разу не заметно, и «трепетная лань», золотой мальчик, праздный, стиляга и социальная «п-плесень», как называл таких дедушка Михалков. «Чувачёк с битловской чёлочкой» – фасад, более уместный не в 1962, но в 1967 году. Для привязки такого внешнего образа к 1962 нужна была бы железная фиксация на музыке. Мотивация. Чтоб определился, выражаясь цитатой из «Hard Day's Night», «мод он, рокер или мокер».

К Смолякову, как к актёру, у меня претензий нет. Все косяки картины – издержки исключительно слабой драматургии и режиссуры.

4.

Чем дальше в лес, тем больше дров. Точнее, леса нет, а дрова есть. Наломали. 

Герои повествования и с самого начала выглядели, мягко говоря, не слишком убедительно. Теперь, так и вовсе проявляют дикую некомпетентность.

Опухшая барышня уничтожает улики против художника. Кается Бриннеру, тот орёт на неё, гонит вон, вместо того, чтобы потребовать рапорт. Более того, остыв, возвращает её на работу… Там у них, как выясняется, «круговая порука, как на зоне», выражаясь словами моего сидевшего Мастера. Своих не сдают. Бриннер давно укрывательство практикует: двоих своих сослуживцев, проворонивших диверсантку, ещё на фронте прикрыл вопреки всему. Нет, по-человечески, по-обывательски, конечно, правильно. Но, по сути, проявил буржуазную мягкотелость и непринципиальность. А времена-то какие были! Но и без ссылки на времена. Если хорошенько вспомним, то и ЗнаТоКи, какие бы ни были друзья, а всё равно «ментов включали», когда приходили анонимки то на Шурика, то на Пал Палыча, то на Зину Кибрит нападал обаятельный шантажист. И им я, как ни странно, верю потому, что наравне с чувством локтя неразрывно ощущается и «чувство долга».
Существует такое понятие, как стилистика, без которой можно битком набить кадр хоть подлинным реквизитом, хоть специально пошитыми костюмами, хоть забить звукоряд подлинной, узнаваемой музыкой освещаемого периода – всё равно получится подделка. Стилистика – более тонкий предмет. И истинный художник существует именно на этом уровне. И чувствует внутри него себя очень уверенно. А, если не чувствует – просто не касается этой темы.

А вот вам, товарищи зрители, ещё галимый стилистический фейк нагора. Сорри эбаут сленг. Это я перехожу к устной речи, в которой, спасибо, что доллары баксами не называют. Не касаясь понятий «маньяк» и «серийный убийца». «Фотки», «урод», «задолбали!» - из другой эпохи словечки.

Художник оказывается сыном подпольного цеховика. Фамилию мальчику переправили, а «родимых пятен» не вывели. Отсюда и тяга к «красивой жизни». Не смени фамилию - вся карьера бы насмарку! – Сокрушается на его счёт «шериф Бриннер».  -  В институт бы не попал – самое большее – ПТУ. А на дворе 1962-63, расцвет социализма. Рабочие специальности в большом почёте! Всё таки, не просто «основная производительная сила современного общества», но ещё и  «главная движущая сила исторического процесса перехода от капитализма к социализму и коммунизму»! И ничего позорного тут нет! Таким образом, устами «Бриннера» озвучивается соврешеннейшая крамола и поклёп на советский строй.

Ещё примечательная деталь. В одном интерьере, с разных ракурсов, снимают по нескольку квартир. С точки зрения экономии понять можно. Простить же с точки зрения искусства нельзя!

Кстати, о квартирном вопросе! Живут все, как ни странно в отдельных квартирах! Ни в бараках, ни в коммуналках, ни даже в свежезатравленных пятиэтажках! Это - в Москве начала шестидесятых! Да некоторые ещё и сдают свои квадраты направо и налево! У всех хоромы, да ещё не по одной комнате! Да – с телефонами! Один аппарат, кстати, прибыл прямиком из 70-х, но в данной картине это даже и не ляп. Потому что далее никто уже и не пытается скрыть ни ламинат на полу, ни современные фанерованные двери.

Кстати, чеканка с профилем Ленина, действительно, была! И чёрный профиль Ленина на стенде в коридоре милиции. Жаль, по сценарию, Хрущёв в этот коридор и тот кабинет не наведался! Разнёс бы по косточкам весь этот «формализм»!

Ну и, наконец, как говорил мой Мастер о профессии режиссёра. «Режиссёр это следователь». И предоставлял нам самим додумывать дальше. «Только, - заканчивала я для себя фразу Мастера, - следователь ищет мотивацию к поступкам, а режиссёр, вдобавок, подбирает поступки к мотивации». Режиссёр, работающий в детективном жанре должен быть дважды следователем. Как и сценаристы. А у них два фигуранта по одному делу – на одной шконке сидят… Впрочем, это снова сценаристы подставили себя, допустив подобный косяк, как раз между сериями. И списали его, естественно, на того самого, нехорошего МУРовского полкана с усишками. Но и его от дела не отстраняют, а в конце и вовсе дают возможность реабилитироваться, героически отыскав аптеку, в которую обращалась сожительница «Мосгаза».

Молодые герои. Не совсем понятно. Золотая молодёжь с примкнувшей лохушкой из милиции. Золотая молодёжь, но не московская. A propos, «Дело пёстрых» было снято в 1958 году. Возможно, что, «чукчи-писатели», господа сценаристы, фильмов не смотрят принципиально, ибо ощущают себя творцами, а не зрителями. Напрасно! Сцена тусовки у Арнольда им очень бы пригодилась!

Ещё по поводу костюма. Я не поленилась, под эту лавочку вынула из ящика сколько достала старых журналов и обнаружила, что многие персонажи одеты даже несколько старомодно. 

А вообще очень трогательно выглядят старания группы. Бульвары, за отсутствием таковых, а, соответственно, красивой перспективы, редко, кто снимал поперёк, а не вдоль. И всё равно, бульвары в кадре не Московские! И старые дома на заднем плане не спасают, и неубранный снег, и газетные доски. Кстати, тогда это были доски, а не стенды! И умиляют старательно перетаскиваемые с места на место голубенький деревянный киоск и две телефонные будки. Один и тот же автобус, одни и те же «Победы».

Финал ленты скомкан, детально не проработан. В общем, ровненько, как и не проработана вся картина. 

На суде «Мосгаз» сидит в клетке. Задержанных по уголовке, к слову, брили. Да и не только по уголовке. «Пятнадцатисутошников» – тоже, случалось. Не цацкались, не церемонились с элементом. Как в царское время отмечали каторжан, так визуально выводили сидельцев из числа добропорядочных советских граждан. На общественное порицание и моральное подавление. Здесь же и «Мосгаз», и художник, выпущенный почему-то на свободу, по-прежнему волосаты и, вообще, неплохо причёсаны…

Приговор должен был быть зачитан «Именем Российской Советской Федеративной Социалистической Республики» и над головой судьи должен был размещаться не Советский герб, а герб РСФСР. И тут тоже неплохо было бы глянуть, хотя бы «Обвиняются в убийстве», чтобы создать на экране атмосферу суда по громкому уголовному делу.

Возможно, господина Малюкова какой-то умный человек ещё после «Их из будущего» грубо ткнул носом в беспардонные и откровенные цитаты из классических военных фильмов, за счёт чего, картина и получила свою, малоопытную, непритязательную, но довольно многочисленную аудиторию. Потому «Мосгаз», возможно, и выстраивался исключительно на собственных представлениях и переживаниях сценаристов и постановщика о деле Ионесяна, о милицейской кухне, об атмосфере начала 60-х, в конце концов, о старой Москве! Но это – моя субъективная версия. Я не против цитирования. Но цитировать хорошо, когда сам владеешь профессией и можешь, грамотно опершись на заимствованный материал, создать что-то оригинальное и своё. Иначе кинематограф кончился бы уже к середине тридцатых годов.

В общем, продолжая тянуть аналогию с простановкой школьных оценок  за всё про всё и сценаристы, и режиссёр честно заслужили кола. В идеале – осинового. 


Tags: брюзжание, кино и ТВ
Subscribe

  • «Ветер-ветер, ты могуч!»

    «Ветер, ветер на всём белом свете…» (А.Блок) «… и много добрых примет ещё добавишь мне в ответ.»…

  • Михал Михалыч 2005-2021

    Я спросила парня, который спас котёнка, как его зовут и можно ли назвать котёнка в его честь. Так бездомный малыш стал Михал Михалычем. А парни…

  • «... веют над нами...»

    А, что, сегодня, действительно, гудели сирены?! Я не слышала. И много ещё, кто, в разных районах города не слышал. В общем, с уверенностью могу…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments